Любимов Юрий Петрович
(30 сентября 1917 — 5 октября 2014)
Театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1952), Государственной премии России (1997).
В 1934 году был принят в студию при МХАТе втором, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».
В 1936 году МХАТ II был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.
Участвовал в Советско-финской войне; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД был конферансье и одним из ведущих его артистов.
В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.
В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы нового «Театра драмы и комедии на Таганке».
Среди лучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…».
Как режиссёр, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.
В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль «Владимир Высоцкий», посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год) и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова (1983 год).
Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в том же году в газете «Times» интервью Любимова Брайану Эпплъярду, в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.
После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера.
В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, а 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».
В основе поздних спектаклей Любимова – жёсткая ритмическая конструкция, сплав музыки и пластики, сочетание элементов драмы, оперы и цирка. В результате конфликта с актёрами на гастролях в Чехии в июле 2011 освобождён от должности художественного руководителя Театра на Таганке по собственному желанию.
В 2012 в Театре им. Вахтангова поставил спектакль «Бесы» по Достоевскому. В московском Большом театре в 2013 поставил оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина, в московском театре «Новая опера» – оперу-буфф «Школа жён» по Мольеру.
Театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).
Лауреат Сталинской премии второй степени (1952), Государственной премии России (1997).
В 1934 году был принят в студию при МХАТе втором, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».
В 1936 году МХАТ II был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.
Участвовал в Советско-финской войне; в период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД был конферансье и одним из ведущих его артистов.
В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.
В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы нового «Театра драмы и комедии на Таганке».
Среди лучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…».
Как режиссёр, Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.
В 1980-е годы, после смерти В. С. Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль «Владимир Высоцкий», посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год) и репетиции «Театрального романа» М. Булгакова (1983 год).
Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в том же году в газете «Times» интервью Любимова Брайану Эпплъярду, в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.
После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера.
В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, а 23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя театра. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».
В основе поздних спектаклей Любимова – жёсткая ритмическая конструкция, сплав музыки и пластики, сочетание элементов драмы, оперы и цирка. В результате конфликта с актёрами на гастролях в Чехии в июле 2011 освобождён от должности художественного руководителя Театра на Таганке по собственному желанию.
В 2012 в Театре им. Вахтангова поставил спектакль «Бесы» по Достоевскому. В московском Большом театре в 2013 поставил оперу «Князь Игорь» А. П. Бородина, в московском театре «Новая опера» – оперу-буфф «Школа жён» по Мольеру.