Лаврентьев Андрей Николаевич
(1882 — 15 апреля 1935)
Актёр и театральный режиссёр; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).
Андрей Лаврентьев в 1902 году поступил в школу при Московском Художественном театре, где его учителями были В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский. В 1906 году стал актёром Художественного театра.
В 1910 году Лаврентьев перешёл в Александринский театр, где в 1913-м дебютировал как режиссёр спектаклем «Цена жизни» по пьесе Вл. Немировича-Данченко; в 1917 году работал с Вс. Мейерхольдом над «Свадьбой Кречинского» А. Сухово-Кобылина. В 1918 году создал в ПетроградеТеатр художественной драмы. Лаврентьев, ставивший до революции в основном современные пьесы, теперь отдавал предпочтение староиспанской комедии; с театром сотрудничали в качестве сценографов представители «Мира искусства» — Мстислав Добужинский и Владимир Щуко; но существовал он недолго: в том же году Лаврентьев принял участие в организации другого театра — Большого драматического, в который и влилась труппа Театра художественной драмы.
В январе 1919 года Андрей Лаврентьев был назначен главным режиссёром БДТ; его спектаклем «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера 15 февраля открылся новый театр.
В период, когда советской драматургии ещё не было, театр отдавал предпочтение зарубежной классике; среди поставленных Лаврентьевым в этот период спектаклей — «Отелло» и «Король Лир» У. Шекспира.
В начале 1921 года Лаврентьев покинул театр, но вновь возглавил его в 1923 году. В этот период Лаврентьев обращался преимущественно к современной драматургии, как отечественной, так и зарубежной, ставил пьесы Алексея Толстого, Дмитрия Фурманова, Бориса Лавренёва, Юджина О’Нила. При нём в Большой драматический пришли новые режиссёры — Павел Вейсбрём и Константин Тверской, через несколько лет ставший его преемником, и будущие корифеи БДТ: Александр Лариков, Валентина Кибардина, Ольга Казико.
В начале 1929 года Андрей Лаврентьев покинул пост главного режиссёра[1]; последний свой спектакль в Большом драматическом он выпустил в апреле 1930 года — «Авангард» по пьесе В. Катаева; при этом он оставался в театре в качестве актёра. Среди лучших ролей Лаврентьва — Берсенев в «Разломе», Фальстаф в спектакле «Сэр Джон Фальстаф», Андросов в «Человеке с портфелем»; Андросова Лаврентьев годом позже сыграл и в одноимённом кинофильме.
Актёр и театральный режиссёр; Заслуженный деятель искусств РСФСР (1934).
Андрей Лаврентьев в 1902 году поступил в школу при Московском Художественном театре, где его учителями были В. И. Немирович-Данченко и В. В. Лужский. В 1906 году стал актёром Художественного театра.
В 1910 году Лаврентьев перешёл в Александринский театр, где в 1913-м дебютировал как режиссёр спектаклем «Цена жизни» по пьесе Вл. Немировича-Данченко; в 1917 году работал с Вс. Мейерхольдом над «Свадьбой Кречинского» А. Сухово-Кобылина. В 1918 году создал в ПетроградеТеатр художественной драмы. Лаврентьев, ставивший до революции в основном современные пьесы, теперь отдавал предпочтение староиспанской комедии; с театром сотрудничали в качестве сценографов представители «Мира искусства» — Мстислав Добужинский и Владимир Щуко; но существовал он недолго: в том же году Лаврентьев принял участие в организации другого театра — Большого драматического, в который и влилась труппа Театра художественной драмы.
В январе 1919 года Андрей Лаврентьев был назначен главным режиссёром БДТ; его спектаклем «Дон Карлос» по пьесе Фридриха Шиллера 15 февраля открылся новый театр.
В период, когда советской драматургии ещё не было, театр отдавал предпочтение зарубежной классике; среди поставленных Лаврентьевым в этот период спектаклей — «Отелло» и «Король Лир» У. Шекспира.
В начале 1921 года Лаврентьев покинул театр, но вновь возглавил его в 1923 году. В этот период Лаврентьев обращался преимущественно к современной драматургии, как отечественной, так и зарубежной, ставил пьесы Алексея Толстого, Дмитрия Фурманова, Бориса Лавренёва, Юджина О’Нила. При нём в Большой драматический пришли новые режиссёры — Павел Вейсбрём и Константин Тверской, через несколько лет ставший его преемником, и будущие корифеи БДТ: Александр Лариков, Валентина Кибардина, Ольга Казико.
В начале 1929 года Андрей Лаврентьев покинул пост главного режиссёра[1]; последний свой спектакль в Большом драматическом он выпустил в апреле 1930 года — «Авангард» по пьесе В. Катаева; при этом он оставался в театре в качестве актёра. Среди лучших ролей Лаврентьва — Берсенев в «Разломе», Фальстаф в спектакле «Сэр Джон Фальстаф», Андросов в «Человеке с портфелем»; Андросова Лаврентьев годом позже сыграл и в одноимённом кинофильме.