Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Незлобин Константин Николаевич
(настоящая фамилия Алябьев; 1857—1930)
Актёр, антрепренёр, театральный режиссёр, один из создателей профессиональных русских театров в Риге и Вильно в начале XX столетия, создатель Театра Незлобина.

Театром увлёкся с раннего детства. Активно принимал участие в любительских театральных постановках в юные годы. В 1885 году в Санкт-Петербурге он арендовал помещение, приписанное к Измайловскому театру, у «Общества дешёвых квартир», где до 1886 году проводил сценические эксперименты. В этот период Константин Незлобин сыграл роли в ряде постановок: «Каширская старина» (драма Дмитрия Васильевича Аверкиева в пяти действиях), «Любовь Маргариты Готье» (по произведению Александра Дюма-сына «Дама с камелиями»), «Успех» (Н. Е. Вильде) (все относятся к 1885 году), а также «Горнозаводчик» по пьесе французского драматурга Жоржа Онэ (1886).
В 1890-93 играл в театрах Одессы, Кишинева, Самары и Ярославля. По итогам его постановок театральные обозреватели пишут хвалебные рецензии в местные газеты, а публика тепло встречает молодого режиссёра-антрепренёра, для которого эта трёхлетняя поезда стала первым серьёзным опытом театральной деятельности. В ходе этих гастролей появился его сценический псевдоним Незлобин, которым в дальнейшем он постоянно подписывался. Держал антрепризы в Ярославле (1893-94), Вильне (1894-1900), Н. Новогороде (1900-1902), Риге (1902-09).
С 1902 по 1909 год Константин Незлобин был антрепренёром русского театра Риги, и во многом благодаря его организационному таланту к деятельности этого театра удалось привлечь много профессиональных актёров.
В 1909 году Незлобин покидает в Ригу, поддавшись уговорам своих московских коллег, он переносит антрепризу в Москву, где арендует Шелапутинский (Новый) театр. К. А. Марджанов приглашается Незлобиным в Новый театр в качестве режиссёра — именно в Риге оба театральных деятеля впервые наладили тесное сотрудничество.
С 1911 по 1913 год он арендовал театр на Офицерской улице в Петербурге, где ставил спектакли, которые уже имели успех в Москве. Повод вернуться в Ригу представился в 1914 году, когда уже довольно популярный антрепренёр снова прибывает в рижский театр, служению которому он посвятил ещё один год.
Затем К. Н. Незлобин уехал из Риги в 1915 году. Московскую антрепризу Незлобин в сезон 1915—1916 передает товариществу актеров, после чего, согласно мнению театральных обозревателей, общий уровень постановок несколько снижается. Театральный сезон 1916—1917 провёл в Петрограде, где держал в театре на Офицерской труппу во главе с драматической актрисой В. Л. Юреневой.
В уже независимую Латвию он вернулся в начале 1920-х. В Риге этого периода театральные традиции имперских времён оставались на довольно высоком уровне. Прослужив в Ярославском театре в 1924—1925 гг., Незлобин вновь возвращается в Ригу, где в 1926 году открывает Народный театр на улице Спасо-Церковной, 3 (современная улица Езусбазницас, Московский форштадт), однако постановки в этом театре публика посещает редко в связи с недостатком рекламы. Далее он связывает свою жизнь с Даугавпилсом, где он принимает самое деятельное участие в работе местного драматического театра.
К. Н. Незлобина можно причислить к наиболее видным и профессиональным антрепренёрам Российской империи начала XX столетия, особенно же он повлиял на становление и развитие рижской русской театральной традиции, пригласив в этот город таких значимых актёров, как М. Л. Роксанова, К. В. Бравич, П. В. Самойлов, М. Ф. Андреева (приехала с Максимом Горьким), Н. Н. Михайловский, В. И. Лихачёв и других.