Бахрушин Алексей Александрович
(1865–1929)
Промышленник, мануфактур-советник (1908), действительный статский советник (1915), меценат, коллекционер, создатель Литературно-театрального музея в Москве.
Принадлежал к известному роду купцов и благотворителей Бахрушиных, имевших в России крупные кожевенные и суконные мануфактуры, а также ткацкое производство. В 1876–1879 годах учился в частной гимназии — школе-пансионе Ф.И. Креймана. В 1888 году включился в семейное дело — «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Бахрушины, получившие известность как «первые профессиональные благотворители в России», кроме строительства церквей, больниц, домов призрения, сиротских домов, театральных зданий, ремесленных училищ, которые потом безвозмездно передавали Москве, принесли в дар городу ряд ценных коллекций. Собрание театральных раритетов Алексея Александровича Бахрушина приобрело особую известность. Он собрал уникальную коллекцию материалов по истории отечественного театра от его истоков до 1920-х годов. День, когда А.А. Бахрушин представил коллекцию театральной общественности — 29 октября 1894 года, — стал датой рождения музея нового типа — театрального музея, первого в России и одного из первых в мире. Музей с самого начала формировался как литературно-театральный. Его истоки — уникальные печатные издания XVII-XVIII веков: комедия «Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1685), сочинения Ломоносова, Хераскова, переводы на русский язык Расина, Мольера, Драматический словарь 1787 года. Наряду с коллекциями театральных трубок и биноклей, балетных туфелек с автографами выдающихся русских балерин, театральных программок, афиш, костюмов, статуэток; обширного собрания театральных эскизов, выполненных знаменитыми русскими художниками; собранием русского театрального авангарда, включающим работы Родченко, Поповой, Экстер и других мастеров, А.А. Бахрушин приобретал личные вещи и автографы известных русских поэтов, писателей, драматургов, а также материалы, отражающие жизнь их произведений на театральной сцене. Так, в 1890-е годы он приобрёл для своего музея автографы графа Сологуба, рукопись А.Ф. Кони; автографы В.Л. Пушкина, И.И. Лажечникова, А.Н. Островского; сборник курьёзов и дневники Алексея Жемчужникова; портсигар с папиросами А.С. Пушкина, веер жены поэта, посмертную маску гения, печатные издания с комментариями поэта, веер, мыло и духи, принадлежавшие Пушкину. Среди предметов его музея были живописные и графические портреты И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других русских литераторов. Только портретов Гоголя в его собрании хранилось около 60 единиц! В 1908 году в Музее А.А. Бахрушина появился экземпляр пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова с собственноручной резолюцией императора Николая I «Разрешить пьесу к постановке на сцене», дополнивший грибоедовскую коллекцию в его музее, в которой уже имелись письма поэта, рукописи его произведений, материалы семейного архива. В январе 1913 года А.А. Бахрушин купил кинжал, принадлежавший А.С. Грибоедову.
Предметом его гордости были и автографы стихотворений М.Ю. Лермонтова. Именно в его коллекции в марте 1910 года известный знаток русской литературы Б.Л. Модзалевский обнаружил неизвестные ранее работы М.Ю. Лермонтова: поэмы «Последний сын вольности» и «Две невольницы», а также стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоской». В 1920-е годы А.А. Бахрушин с огромными трудностями приобрёл у А.Я. Головина более 600 единиц эскизов декораций, костюмов, бутафории к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, поставленному в Александринском театре Вс. Мейерхольдом.
В музее был и музыкальный отдел, состоявший из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы.
А.А. Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами национального и мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся. Он творчески использовал способы получения экспонатов: стал постоянным посетителем антикварных лавок и рынков, расширял круг своих знакомств в театральном мире; множество ценных предметов он получал в дар от художников, писателей, деятелей театрального искусства. У Бахрушина были агенты в разных городах России и Европы, с которыми он состоял в переписке и получал сведения об интересных материалах для музея. Пополнялась коллекция и благодаря поездкам Алексея Александровича за границу. Притоку даров способствовали снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». В доме Бахрушина собирались известные актёры и режиссёры: А.И. Южин, А.Л. Ленский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и другие.
Бахрушинское собрание приобрело широкую известность. Редкие предметы экспонировались на театральных выставках в России и за границей, а также на выставках, посвящённых юбилеям русских писателей – Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, А.С. Грибоедова; памяти И.С. Тургенева (1909); на выставке «Русские писатели XIX века» (1911). В июне 1909 года А.А. Бахрушин предоставил материалы из своего собрания в Комиссию по изданию «Академической библиотеки русских писателей», целью которой было представление в научных и вместе с тем общедоступных изданиях русских писателей-классиков.
В начале 1890-х годов коллекция А.А. Бахрушина размещалась в доме его отца на Кожевнической улице. В конце 1890-х, после постройки собственного особняка на Лужнецкой улице, 31, он выделил для своего собрания первый этаж. Однако вскоре и верхний этаж, где были гостиные и жилые комнаты, постепенно был превращён в музейные залы. Надёжным другом и соратником во всех делах и в самом главном — деле созидания театрального музея — стала для Алексея Александровича его жена Вера Васильевна (урождённая Носова). Она собирала и систематизировала газетные вырезки о музее, готовила к выставкам предметы коллекции.
5 ноября 1913 года в доме на Лужнецкой состоялась торжественная церемония передачи А.А. Бахрушиным уникальной коллекции «Литературно-театрального музея имени А.А. Бахрушина» государству в ведение Российской Императорской академии наук. Присутствовали виднейшие деятели русской науки и культуры во главе с великим князем Константином Романовым. А.А. Бахрушин был назначен пожизненным директором и попечителем Музея своего имени. В Попечительский совет музея также вошли: А.А. Яблочкина, М.Н. Ермолова, А.И. Сумбатов-Южин, В.Н. Давыдов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, С.И. Мамонтов, В.К. Трутовский, Н.С. Щербатов, М.А. Стахович, Ф.А. Корш, Н.М. Миронов, В.А. Рыжков, позже — С.И. Зимин, от Российской академии наук — И.А. Бунин и др.
А.А. Бахрушин вёл широкую общественную деятельность: состоял членом Московского биржевого общества, почётным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных; действительным членом Литературно-художественного кружка. Был гласным Московской городской думы (1900–1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 году был уполномочен А.А. Бахрушин. Первым из них — Введенским народным домом, открывшимся в декабре 1904 года, Бахрушин заведовал с 1906 года; его усилиями в нём был создан постоянный театральный коллектив, в котором работал Иван Мозжухин. Введенский народный дом стал одним из самых популярных мест Москвы.
Не только коллекционер, но и глубокий знаток своего собрания, А.А. Бахрушин принимал участие в работе многих учёных обществ, где не раз выступал с докладами; субсидировал издание книг по истории русского театрального искусства (Н.В. Дризен «М.Н. Ермолова», «Материалы по истории русского театра», «История русского театра» под редакцией В.В. Каллаша, Н.Е. Эфроса). Являлся одним из создателей Русского театрального общества, членом его совета.
После революции, 30 января 1919 года, музей был национализирован. «Театральный музей имени А. Бахрушина» перешел в ведение Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению, а его основатель был назначен заведующим музеем. На этом посту он оставался до момента своей смерти. Умер А.А. Бахрушин 7 июня 1929 года в усадьбе Горки близ станции Апрелевка Киевской железной дороги. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Театральный Версаль на Зацепе», «Сокровищница русского театра», «Святилище», «Музей-кафедра», «Гордость русского искусства» — так называли музей А.А. Бахрушина просвещённые современники. Критик и историк балета А.А. Плещеев отзывался о коллекции Бахрушина как о собрании, «равного которому не только в России, но и за границей нет». А.А. Бахрушин, как говорила великая М.Н. Ермолова, «совершил великое дело — сохранил память об актере».
Решение А.А. Бахрушина передать своё собрание государству было осознанным, последовательным и естественным поступком Просветителя. С самого начала собирательской деятельности он помнил напутствие двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина: «…Всё, что мы делаем, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству, любому образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить ещё при жизни собрание своё, назначив его в музей, библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй в наследие даже самым близким родственникам… Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство. И, может, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коли мы его достойны будем…»
Музей, созданный А.А. Бахрушиным, располагается в построенной им усадьбе до сих пор.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина — один из крупнейших музеев страны, имеет статус Особо ценного объекта культурного наследия народов России. Бывшей Лужнецкой улице, на которой находится музей, в 1959 году присвоено имя А.А. Бахрушина.
Промышленник, мануфактур-советник (1908), действительный статский советник (1915), меценат, коллекционер, создатель Литературно-театрального музея в Москве.
Принадлежал к известному роду купцов и благотворителей Бахрушиных, имевших в России крупные кожевенные и суконные мануфактуры, а также ткацкое производство. В 1876–1879 годах учился в частной гимназии — школе-пансионе Ф.И. Креймана. В 1888 году включился в семейное дело — «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». Бахрушины, получившие известность как «первые профессиональные благотворители в России», кроме строительства церквей, больниц, домов призрения, сиротских домов, театральных зданий, ремесленных училищ, которые потом безвозмездно передавали Москве, принесли в дар городу ряд ценных коллекций. Собрание театральных раритетов Алексея Александровича Бахрушина приобрело особую известность. Он собрал уникальную коллекцию материалов по истории отечественного театра от его истоков до 1920-х годов. День, когда А.А. Бахрушин представил коллекцию театральной общественности — 29 октября 1894 года, — стал датой рождения музея нового типа — театрального музея, первого в России и одного из первых в мире. Музей с самого начала формировался как литературно-театральный. Его истоки — уникальные печатные издания XVII-XVIII веков: комедия «Притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого (1685), сочинения Ломоносова, Хераскова, переводы на русский язык Расина, Мольера, Драматический словарь 1787 года. Наряду с коллекциями театральных трубок и биноклей, балетных туфелек с автографами выдающихся русских балерин, театральных программок, афиш, костюмов, статуэток; обширного собрания театральных эскизов, выполненных знаменитыми русскими художниками; собранием русского театрального авангарда, включающим работы Родченко, Поповой, Экстер и других мастеров, А.А. Бахрушин приобретал личные вещи и автографы известных русских поэтов, писателей, драматургов, а также материалы, отражающие жизнь их произведений на театральной сцене. Так, в 1890-е годы он приобрёл для своего музея автографы графа Сологуба, рукопись А.Ф. Кони; автографы В.Л. Пушкина, И.И. Лажечникова, А.Н. Островского; сборник курьёзов и дневники Алексея Жемчужникова; портсигар с папиросами А.С. Пушкина, веер жены поэта, посмертную маску гения, печатные издания с комментариями поэта, веер, мыло и духи, принадлежавшие Пушкину. Среди предметов его музея были живописные и графические портреты И.С. Тургенева, Н.В. Гоголя, А.Н. Островского и других русских литераторов. Только портретов Гоголя в его собрании хранилось около 60 единиц! В 1908 году в Музее А.А. Бахрушина появился экземпляр пьесы «Горе от ума» А.С. Грибоедова с собственноручной резолюцией императора Николая I «Разрешить пьесу к постановке на сцене», дополнивший грибоедовскую коллекцию в его музее, в которой уже имелись письма поэта, рукописи его произведений, материалы семейного архива. В январе 1913 года А.А. Бахрушин купил кинжал, принадлежавший А.С. Грибоедову.
Предметом его гордости были и автографы стихотворений М.Ю. Лермонтова. Именно в его коллекции в марте 1910 года известный знаток русской литературы Б.Л. Модзалевский обнаружил неизвестные ранее работы М.Ю. Лермонтова: поэмы «Последний сын вольности» и «Две невольницы», а также стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоской». В 1920-е годы А.А. Бахрушин с огромными трудностями приобрёл у А.Я. Головина более 600 единиц эскизов декораций, костюмов, бутафории к спектаклю «Маскарад» М.Ю. Лермонтова, поставленному в Александринском театре Вс. Мейерхольдом.
В музее был и музыкальный отдел, состоявший из инструментов разных времён и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы.
А.А. Бахрушин на деле доказал, что коллекционерами национального и мирового масштаба и основателями музеев не рождаются, а становятся. Он творчески использовал способы получения экспонатов: стал постоянным посетителем антикварных лавок и рынков, расширял круг своих знакомств в театральном мире; множество ценных предметов он получал в дар от художников, писателей, деятелей театрального искусства. У Бахрушина были агенты в разных городах России и Европы, с которыми он состоял в переписке и получал сведения об интересных материалах для музея. Пополнялась коллекция и благодаря поездкам Алексея Александровича за границу. Притоку даров способствовали снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». В доме Бахрушина собирались известные актёры и режиссёры: А.И. Южин, А.Л. Ленский, М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко и другие.
Бахрушинское собрание приобрело широкую известность. Редкие предметы экспонировались на театральных выставках в России и за границей, а также на выставках, посвящённых юбилеям русских писателей – Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, А.Н. Островского, А.С. Грибоедова; памяти И.С. Тургенева (1909); на выставке «Русские писатели XIX века» (1911). В июне 1909 года А.А. Бахрушин предоставил материалы из своего собрания в Комиссию по изданию «Академической библиотеки русских писателей», целью которой было представление в научных и вместе с тем общедоступных изданиях русских писателей-классиков.
В начале 1890-х годов коллекция А.А. Бахрушина размещалась в доме его отца на Кожевнической улице. В конце 1890-х, после постройки собственного особняка на Лужнецкой улице, 31, он выделил для своего собрания первый этаж. Однако вскоре и верхний этаж, где были гостиные и жилые комнаты, постепенно был превращён в музейные залы. Надёжным другом и соратником во всех делах и в самом главном — деле созидания театрального музея — стала для Алексея Александровича его жена Вера Васильевна (урождённая Носова). Она собирала и систематизировала газетные вырезки о музее, готовила к выставкам предметы коллекции.
5 ноября 1913 года в доме на Лужнецкой состоялась торжественная церемония передачи А.А. Бахрушиным уникальной коллекции «Литературно-театрального музея имени А.А. Бахрушина» государству в ведение Российской Императорской академии наук. Присутствовали виднейшие деятели русской науки и культуры во главе с великим князем Константином Романовым. А.А. Бахрушин был назначен пожизненным директором и попечителем Музея своего имени. В Попечительский совет музея также вошли: А.А. Яблочкина, М.Н. Ермолова, А.И. Сумбатов-Южин, В.Н. Давыдов, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, С.И. Мамонтов, В.К. Трутовский, Н.С. Щербатов, М.А. Стахович, Ф.А. Корш, Н.М. Миронов, В.А. Рыжков, позже — С.И. Зимин, от Российской академии наук — И.А. Бунин и др.
А.А. Бахрушин вёл широкую общественную деятельность: состоял членом Московского биржевого общества, почётным членом Совета Якиманского городского попечительства о бедных, членом Совета больницы и родильного приюта имени братьев Бахрушиных; действительным членом Литературно-художественного кружка. Был гласным Московской городской думы (1900–1916), в которой возглавлял комиссию по народным развлечениям. Комиссия приняла решение открыть в Москве 12 народных домов, заведовать которыми в 1915 году был уполномочен А.А. Бахрушин. Первым из них — Введенским народным домом, открывшимся в декабре 1904 года, Бахрушин заведовал с 1906 года; его усилиями в нём был создан постоянный театральный коллектив, в котором работал Иван Мозжухин. Введенский народный дом стал одним из самых популярных мест Москвы.
Не только коллекционер, но и глубокий знаток своего собрания, А.А. Бахрушин принимал участие в работе многих учёных обществ, где не раз выступал с докладами; субсидировал издание книг по истории русского театрального искусства (Н.В. Дризен «М.Н. Ермолова», «Материалы по истории русского театра», «История русского театра» под редакцией В.В. Каллаша, Н.Е. Эфроса). Являлся одним из создателей Русского театрального общества, членом его совета.
После революции, 30 января 1919 года, музей был национализирован. «Театральный музей имени А. Бахрушина» перешел в ведение Театрального отдела Народного комиссариата по просвещению, а его основатель был назначен заведующим музеем. На этом посту он оставался до момента своей смерти. Умер А.А. Бахрушин 7 июня 1929 года в усадьбе Горки близ станции Апрелевка Киевской железной дороги. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
«Театральный Версаль на Зацепе», «Сокровищница русского театра», «Святилище», «Музей-кафедра», «Гордость русского искусства» — так называли музей А.А. Бахрушина просвещённые современники. Критик и историк балета А.А. Плещеев отзывался о коллекции Бахрушина как о собрании, «равного которому не только в России, но и за границей нет». А.А. Бахрушин, как говорила великая М.Н. Ермолова, «совершил великое дело — сохранил память об актере».
Решение А.А. Бахрушина передать своё собрание государству было осознанным, последовательным и естественным поступком Просветителя. С самого начала собирательской деятельности он помнил напутствие двоюродного брата Алексея Петровича Бахрушина: «…Всё, что мы делаем, собиратели, потребно не только нам, но и народу нашему, Отечеству, любому образованному человеку. А потому, хоть ты и молод, но всегда помнить и думать надлежит, куда пристроить ещё при жизни собрание своё, назначив его в музей, библиотеку или университет. Но никоим образом не оставляй в наследие даже самым близким родственникам… Не славы ради, не в поиске крестов и наград, а на пользу Отчизне и людям пусть служит всё наше великое богатство. И, может, спустя лет эдак сто, а то и более, помянут нас потомки словом добрым, коли мы его достойны будем…»
Музей, созданный А.А. Бахрушиным, располагается в построенной им усадьбе до сих пор.
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина — один из крупнейших музеев страны, имеет статус Особо ценного объекта культурного наследия народов России. Бывшей Лужнецкой улице, на которой находится музей, в 1959 году присвоено имя А.А. Бахрушина.