Вишневская Галина Павловна
(25 октября 1926, Ленинград — 11 декабря 2012, Москва)
Оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Творческая деятельность началась в 1944 году в качестве солистки Ленинградского театра оперетты, а начало карьеры на большой сцене приходится на пятидесятые годы. За 22 года артистической карьеры в Большом театре (с 1952 по 1974 год) Галина Вишневская создала множество незабываемых женских образов в русских и западноевропейских оперных шедеврах. С блеском дебютировав в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин», она исполнила в театре партии Аиды и Виолетты («Аида» и «Травиата» Дж. Верди), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Наташи Ростовой («Война и мир» С. Прокофьева), Катарины («Укрощение строптивой» В. Шебалина, первая исполнительница, 1957), Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского), Купавы («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Марфы («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и многие другие. Вишневская принимала участие в первых постановках на русской сцене оперы «Игрок» С. Прокофьева (1974, партия Полины), монооперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка (1965), снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» (1966, режиссер М. Шапиро).
В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз и в 1978 году были лишены гражданства. Проживали в США, затем во Франции и Великобритании. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира (Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Гранд-опера, Ла Скала, Мюнхенская опера и др.), выступая с самыми выдающимися мастерами мировой музыкально-театральной культуры. Исполнила партию Марины в уникальной записи оперы «Борис Годунов» (дирижер Герберт фон Караян, солисты Гяуров, Тальвела, Шписс, Масленников), в 1989 году пела эту же партию в одноимённом фильме (режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович). В числе записей, сделанных в период вынужденной эмиграции, — полная редакция оперы С. Прокофьева «Война и мир», пять дисков с романсами русских композиторов М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Бородина и П. Чайковского.
Вся жизнь и творчество Галины Вишневской были направлены на продолжение и прославление величайших русских оперных традиций. После начала перестройки, в 1990 году, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были восстановлены в гражданстве. В начале 90-х годов Г. Вишневская вернулась в Россию, стала почётным профессором Московской консерватории. Свою жизнь она описала в книге «Галина» (издана на английском языке в 1984 году, русский вариант — в 1991 году).
Галина Вишневская — почётный доктор ряда университетов, на протяжении многих лет она работала с творческой молодёжью, давая мастер-классы по всему миру и выступая в качестве члена жюри крупнейших международных конкурсов. 1 сентября 2002 года в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, о создании которого великая певица давно мечтала. Здесь она передавала свой накопленный опыт и уникальные знания талантливым молодым певцам с тем, чтобы они могли достойно представлять российскую оперную школу на международной сцене.
Галина Вишневская награждена самыми престижными мировыми премиями за неоценимый вклад в мировое музыкальное искусство, многочисленными наградами правительств разных стран: медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденом Ленина (1971), Алмазной медалью города Парижа (1977). Галина Вишневская — Grand-officier ордена литературы и искусства (Франция, 1982), Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1983). Почётный гражданин города Кронштадта (1996).
Оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Творческая деятельность началась в 1944 году в качестве солистки Ленинградского театра оперетты, а начало карьеры на большой сцене приходится на пятидесятые годы. За 22 года артистической карьеры в Большом театре (с 1952 по 1974 год) Галина Вишневская создала множество незабываемых женских образов в русских и западноевропейских оперных шедеврах. С блеском дебютировав в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин», она исполнила в театре партии Аиды и Виолетты («Аида» и «Травиата» Дж. Верди), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Наташи Ростовой («Война и мир» С. Прокофьева), Катарины («Укрощение строптивой» В. Шебалина, первая исполнительница, 1957), Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского), Купавы («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Марфы («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и многие другие. Вишневская принимала участие в первых постановках на русской сцене оперы «Игрок» С. Прокофьева (1974, партия Полины), монооперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка (1965), снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» (1966, режиссер М. Шапиро).
В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз и в 1978 году были лишены гражданства. Проживали в США, затем во Франции и Великобритании. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира (Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Гранд-опера, Ла Скала, Мюнхенская опера и др.), выступая с самыми выдающимися мастерами мировой музыкально-театральной культуры. Исполнила партию Марины в уникальной записи оперы «Борис Годунов» (дирижер Герберт фон Караян, солисты Гяуров, Тальвела, Шписс, Масленников), в 1989 году пела эту же партию в одноимённом фильме (режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович). В числе записей, сделанных в период вынужденной эмиграции, — полная редакция оперы С. Прокофьева «Война и мир», пять дисков с романсами русских композиторов М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Бородина и П. Чайковского.
Вся жизнь и творчество Галины Вишневской были направлены на продолжение и прославление величайших русских оперных традиций. После начала перестройки, в 1990 году, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были восстановлены в гражданстве. В начале 90-х годов Г. Вишневская вернулась в Россию, стала почётным профессором Московской консерватории. Свою жизнь она описала в книге «Галина» (издана на английском языке в 1984 году, русский вариант — в 1991 году).
Галина Вишневская — почётный доктор ряда университетов, на протяжении многих лет она работала с творческой молодёжью, давая мастер-классы по всему миру и выступая в качестве члена жюри крупнейших международных конкурсов. 1 сентября 2002 года в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, о создании которого великая певица давно мечтала. Здесь она передавала свой накопленный опыт и уникальные знания талантливым молодым певцам с тем, чтобы они могли достойно представлять российскую оперную школу на международной сцене.
Галина Вишневская награждена самыми престижными мировыми премиями за неоценимый вклад в мировое музыкальное искусство, многочисленными наградами правительств разных стран: медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденом Ленина (1971), Алмазной медалью города Парижа (1977). Галина Вишневская — Grand-officier ордена литературы и искусства (Франция, 1982), Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1983). Почётный гражданин города Кронштадта (1996).
Роды занятий