Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Вишневская Галина Павловна
(25 октября 1926, Ленинград — 11 декабря 2012, Москва)
Оперная певица (сопрано), актриса, театральный режиссёр, педагог. Народная артистка СССР (1966). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».
Творческая деятельность началась в 1944 году в качестве солистки Ленинградского театра оперетты, а начало карьеры на большой сцене приходится на пятидесятые годы. За 22 года артистической карьеры в Большом театре (с 1952 по 1974 год) Галина Вишневская создала множество незабываемых женских образов в русских и западноевропейских оперных шедеврах. С блеском дебютировав в роли Татьяны в опере «Евгений Онегин», она исполнила в театре партии Аиды и Виолетты («Аида» и «Травиата» Дж. Верди), Чио-Чио-сан («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини), Наташи Ростовой («Война и мир» С. Прокофьева), Катарины («Укрощение строптивой» В. Шебалина, первая исполнительница, 1957), Лизы («Пиковая дама» П. Чайковского), Купавы («Снегурочка» Н. Римского-Корсакова), Марфы («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова) и многие другие. Вишневская принимала участие в первых постановках на русской сцене оперы «Игрок» С. Прокофьева (1974, партия Полины), монооперы «Человеческий голос» Ф. Пуленка (1965), снялась в заглавной роли в фильме-опере «Катерина Измайлова» (1966, режиссер М. Шапиро).
В 1974 году Галина Вишневская и Мстислав Ростропович покинули Советский Союз и в 1978 году были лишены гражданства. Проживали в США, затем во Франции и Великобритании. Галина Вишневская пела на всех крупнейших сценах мира (Ковент-Гарден, Метрополитен-опера, Гранд-опера, Ла Скала, Мюнхенская опера и др.), выступая с самыми выдающимися мастерами мировой музыкально-театральной культуры. Исполнила партию Марины в уникальной записи оперы «Борис Годунов» (дирижер Герберт фон Караян, солисты Гяуров, Тальвела, Шписс, Масленников), в 1989 году пела эту же партию в одноимённом фильме (режиссёр А. Жулавский, дирижёр М. Ростропович). В числе записей, сделанных в период вынужденной эмиграции, — полная редакция оперы С. Прокофьева «Война и мир», пять дисков с романсами русских композиторов М. Глинки, А. Даргомыжского, М. Мусоргского, А. Бородина и П. Чайковского.
Вся жизнь и творчество Галины Вишневской были направлены на продолжение и прославление величайших русских оперных традиций. После начала перестройки, в 1990 году, Галина Вишневская и Мстислав Ростропович были восстановлены в гражданстве. В начале 90-х годов Г. Вишневская вернулась в Россию, стала почётным профессором Московской консерватории. Свою жизнь она описала в книге «Галина» (издана на английском языке в 1984 году, русский вариант — в 1991 году).
Галина Вишневская — почётный доктор ряда университетов, на протяжении многих лет она работала с творческой молодёжью, давая мастер-классы по всему миру и выступая в качестве члена жюри крупнейших международных конкурсов. 1 сентября 2002 года в Москве открылся Центр оперного пения Галины Вишневской, о создании которого великая певица давно мечтала. Здесь она передавала свой накопленный опыт и уникальные знания талантливым молодым певцам с тем, чтобы они могли достойно представлять российскую оперную школу на международной сцене.
Галина Вишневская награждена самыми престижными мировыми премиями за неоценимый вклад в мировое музыкальное искусство, многочисленными наградами правительств разных стран: медалью «За оборону Ленинграда» (1943), орденом Ленина (1971), Алмазной медалью города Парижа (1977). Галина Вишневская — Grand-officier ордена литературы и искусства (Франция, 1982), Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 1983). Почётный гражданин города Кронштадта (1996).
Роды занятий