Файзи Джаудат Харисович
(4 января 1910 года, Оренбург, Российская империя — 29 апреля 1973 года, Казань, РСФСР, СССР)
Татарский композитор, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1944), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), Народный артист Татарской АССР (1964), лауреат Республиканской премии имени Габдуллы Тукая (1966).
В 1929—1933 годах Джаудат Файзи был студентом юридического факультета Казанского государственного университета. Обучался композиции в Казанском музыкальном училище у В. И. Виноградова.
В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского.
В 1938 году Джаудат Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвратился в Казань. Здесь он работал музыкальным редактором радиокомитета, заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г. Камала, директором и художественным руководителем татарской филармонии.
Возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках.
Его первой работой была музыка к драмам «Ташкыннар» («Потоки») (1937) Т. Гиззата, «Шамсикамар» (1938) М. Аблеева и комедии «Хужа Насредин» (1941) Н. Исанбета.
Джаудат Файзи внёс большой вклад в развитие жанра музыкальной комедии. Его музыкальная комедия «Башмагым» остаётся в репертуаре Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля много лет и ставится на сценах многих театров России. Так же им созданы «Акчарлаклар» («Чайки»), «Идел буенда» («На берегу Волги») и опера «Неотосланные письма» по повести А.Кутуя.
Джаудат Файзи написал около 200 песен и романсов. Среди наиболее популярных — «Кызыма», «Кем уйлаган», «Айлы кичтә», «Бу кырлар, бу yзәннәрдә», «Казан арты», «Оренбург шәле», «Йорәк жыры» и др.
Татарский композитор, фольклорист. Заслуженный деятель искусств Татарской АССР (1944), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1957), Народный артист Татарской АССР (1964), лауреат Республиканской премии имени Габдуллы Тукая (1966).
В 1929—1933 годах Джаудат Файзи был студентом юридического факультета Казанского государственного университета. Обучался композиции в Казанском музыкальном училище у В. И. Виноградова.
В 1934 году в связи с организацией Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории Джаудата Файзи назначили заведующим учебной частью студии. Одновременно с административной работой он занимался в классе композитора Б. С. Шехтера, а также пользовался консультациями профессора Г. И. Литинского.
В 1938 году Джаудат Файзи вместе с другими выпускниками Татарской оперной студии возвратился в Казань. Здесь он работал музыкальным редактором радиокомитета, заведующим музыкальной частью Татарского академического театра имени Г. Камала, директором и художественным руководителем татарской филармонии.
Возглавлял музыкально-фольклорные экспедиции в различные районы Татарстана, записал большое количество современных и народных песен, издал их в сборниках.
Его первой работой была музыка к драмам «Ташкыннар» («Потоки») (1937) Т. Гиззата, «Шамсикамар» (1938) М. Аблеева и комедии «Хужа Насредин» (1941) Н. Исанбета.
Джаудат Файзи внёс большой вклад в развитие жанра музыкальной комедии. Его музыкальная комедия «Башмагым» остаётся в репертуаре Татарского государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля много лет и ставится на сценах многих театров России. Так же им созданы «Акчарлаклар» («Чайки»), «Идел буенда» («На берегу Волги») и опера «Неотосланные письма» по повести А.Кутуя.
Джаудат Файзи написал около 200 песен и романсов. Среди наиболее популярных — «Кызыма», «Кем уйлаган», «Айлы кичтә», «Бу кырлар, бу yзәннәрдә», «Казан арты», «Оренбург шәле», «Йорәк жыры» и др.