Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Асенкова Варвара Николаевна
(1817–1841)
Театральная актриса, дочь известной петербургской комедийной актрисы А.Е. Асенковой.
В 1828 поступила в Петербургское театральное училище, откуда была вынуждена уйти, не обнаружив, по мнению дирекции, «необыкновенных способностей». Актерскому мастерству училась под руководством актера Александринского театра И.И. Сосницкого. 21 января 1835 с успехом дебютировала на сцене Александринского театра в водевильных ролях Роксоланы («Сулейман II, или Три султанши» Ш.С. Фавара) и Мины («Лорнет» Э. Скриба). Эти роли закрепили за Асенковой звание водевильной актрисы и определили ее манеру и амплуа.
Лучшими ролями артистки были роли молодых людей и мальчиков-подростков, к примеру, Керубино в «Женитьбе Фигаро» Бомарше.
Актриса исключительной жизненности и громадного обаяния, Асенкова создала целую галерею лирических героинь. Ей удавались роли в комедии, серьезной драме и даже трагедии, такие, как Офелия («Гамлет» У. Шекспира, 1837), Марья Антоновна («Ревизор» Н. Гоголя, 1836), Софья («Горе от ума» А.С. Грибоедова, 1839) и др. Драматическое дарование актрисы не успело полностью раскрыться в течение ее короткой сценической жизни: Асенкова выступала на сцене Александринского театра всего пять лет. Последний раз она вышла на сцену 16 февраля 1841. Слабое здоровье и тяжелейшая работа (Асенкова несла на себе почти весь водевильный репертуар) спровоцировали заболевание чахоткой и раннюю смерть.
Роды занятий