Шумский Яков Данилович
(1732—1812)
Актёр, оперный певец (баритон), комик, один из первых русских профессиональных артистов на русской сцене. Соратник Фёдора Волкова по созданию первого русского театра в Ярославле в конце 1740-х годов.
В 1751 поступил в театр Ф. Г. Волкова в Ярославле. Уже в первый год своей сценической карьеры Шумский сыскал широкую популярность у ярославской публики. Особенно нравился он ей в роли слуги Карпа двухактной комедии Ф. Волкова «Суд Шемякин».
В следующем 1752 году Волков со всей своей труппой был вызван в Петербург, где 18 марта исполнил во дворце сумароковскую трагедию «Хорев». После этого спектакля, в котором принимал участие также и Шумский, последний был, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, вместе с Гавриилом и Григорием Волковыми, Дмитревским и Поповым, помещён в 1-ю роту Сухопутного кадетского шляхетского корпуса «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». В корпусе образованием молодого артиста руководил известный П. И. Мелиссино, под наблюдением которого Шумский много занимался.
Четыре года спустя, когда учреждён был Российский театр (первый из императорских театров), Шумский оставил кадетский корпус и с этих пор выступал почти в каждом спектакле. В начале марта 1759 года Шумский был командирован в качестве помощника Ф. Волкова в Москву для постановки там публичных русских спектаклей. По прибытии в Москву им удалось быстро сформировать труппу и уже в середине апреля того же года открыть театр.
В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных ролей, играл как в классических драмах известных европейских драматургов, так и в первых пьесах русских литераторов. Особенно хорош был в роли «Созия» в комедии «Амфитрион» и в роли Еремеевны (первый исполнитель) в фонвизинской комедии «Недоросль». Среди других ролей: Эктор («Игрок» Реньяра), Скапин («Скапиновы обманы» Мольера, 1757), Валентин («Менехмы, или Близнецы» Реньяра, 1763).
Вёл педагогическую и режиссёрскую работу; в 1760-х годах руководил спектаклями в Шляхетском корпусе, где размещалась актёрская школа.
Выступал в операх. Первый исполнитель партий: Афанасия («Несчастие от кареты» на текст Княжнина, музыка Пашкевича); Крестьянина («Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского); Ивана («Два охотника»); Анкудина («Мельник — колдун, обманщик и сват» текст Аблесимова с музыкой в переработке Соколовского). Среди партнёров — А. М. Михайлова, И. П. Петров.
Актёр, оперный певец (баритон), комик, один из первых русских профессиональных артистов на русской сцене. Соратник Фёдора Волкова по созданию первого русского театра в Ярославле в конце 1740-х годов.
В 1751 поступил в театр Ф. Г. Волкова в Ярославле. Уже в первый год своей сценической карьеры Шумский сыскал широкую популярность у ярославской публики. Особенно нравился он ей в роли слуги Карпа двухактной комедии Ф. Волкова «Суд Шемякин».
В следующем 1752 году Волков со всей своей труппой был вызван в Петербург, где 18 марта исполнил во дворце сумароковскую трагедию «Хорев». После этого спектакля, в котором принимал участие также и Шумский, последний был, по повелению императрицы Елизаветы Петровны, вместе с Гавриилом и Григорием Волковыми, Дмитревским и Поповым, помещён в 1-ю роту Сухопутного кадетского шляхетского корпуса «для необходимого театральным артистам обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике». В корпусе образованием молодого артиста руководил известный П. И. Мелиссино, под наблюдением которого Шумский много занимался.
Четыре года спустя, когда учреждён был Российский театр (первый из императорских театров), Шумский оставил кадетский корпус и с этих пор выступал почти в каждом спектакле. В начале марта 1759 года Шумский был командирован в качестве помощника Ф. Волкова в Москву для постановки там публичных русских спектаклей. По прибытии в Москву им удалось быстро сформировать труппу и уже в середине апреля того же года открыть театр.
В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных ролей, играл как в классических драмах известных европейских драматургов, так и в первых пьесах русских литераторов. Особенно хорош был в роли «Созия» в комедии «Амфитрион» и в роли Еремеевны (первый исполнитель) в фонвизинской комедии «Недоросль». Среди других ролей: Эктор («Игрок» Реньяра), Скапин («Скапиновы обманы» Мольера, 1757), Валентин («Менехмы, или Близнецы» Реньяра, 1763).
Вёл педагогическую и режиссёрскую работу; в 1760-х годах руководил спектаклями в Шляхетском корпусе, где размещалась актёрская школа.
Выступал в операх. Первый исполнитель партий: Афанасия («Несчастие от кареты» на текст Княжнина, музыка Пашкевича); Крестьянина («Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского); Ивана («Два охотника»); Анкудина («Мельник — колдун, обманщик и сват» текст Аблесимова с музыкой в переработке Соколовского). Среди партнёров — А. М. Михайлова, И. П. Петров.
Роды занятий