Щусев Алексей Викторович
(8 октября 1873, Кишинёв — 24 мая 1949, Москва)
Русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик архитектуры (1910). Академик Академии наук СССР (1943).
В 1891—1897 годах Щусев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Л.Н. Бенуа и И.Е. Репина. По окончании академии участвовал в экспедиции в Среднюю Азию, где занимался изучением древних памятников Самарканда. В 1888-1899 годах также посетил Австрию, Англию, Бельгию, Италию, Францию и Тунис, во Франции в 1898 году учился в художественной академии Жюлиана. Первый заказ получил в 1895 году (надгробие для могилы генерала Д.П. Шубина-Поздеева).
С 1901 года на службе в Синоде, занимается проектированием и реконструкцией культовых сооружений, в т.ч. проектирует иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры (1901), руководит реконструкцией церкви св. Василия XII века в Овруче (1904). В 1902 году перестроил фамильный особняк графа Ю.А. Олсуфьева в Санкт-Петербурге, по его заказу спроектировал (1911) и построил храм свт. Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913-1917). Нетривиальный проект Щусева с ассиметричным главным фасадом с элементами неорусского стиля по настоянию заказчика пришлось скорректировать.
По заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны для Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1912) Щусев спроектировал собор Покрова Богородицы и церковь Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (декоративные рельефы – С.Т. Коненков, роспись – М.В. Нестеров и П.Д. Корин). За основу были взяты традиции новгородского и псковского церковного зодчества.
В 1910-е годы Щусев становится крупнейшим представителем неорусского стиля, признанным как в России, так и за рубежом. В Италии по проектам Щусева были построены храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (1912-1913, архитектор Пьетро Агости) и церковь свт. Николая со странноприимным домом в Бари (1913-1915).
Одной из крупнейших гражданских построек Щусева стало здание Казанского вокзала.
В 1924-м Щусев получил важнейший заказ на строительство мавзолея В.И. Ленина (январь 1924-го – временный деревянный мавзолей, весна 1924-го – постоянный деревянный мавзолей с двумя боковыми трибунами, октябрь 1930-го – каменный мавзолей с отделкой из тёмно-красного гранита и чёрного лабрадора). В 1922-1923 годах Щусев – главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, в 1922-1930 годах – председатель Московского архитектурного общества.
Начиная со 2-й половины 1920-х, многие работы Щусева выполнены под влиянием конструктивизма: здания Наркомата земледелия (1928-1933), Механического института им. Ломоносова (1930—1934, оба в Москве), НИИ курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—1931). Ещё одной значительной работой этого времени является здание Центрального дома культуры железнодорожников (1927). Ставший во многих отношениях новаторским проект Центрального телеграфа (1926), выполненный в конструктивистском духе, не был реализован. В 1925—1926 годах А.В. Щусев выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Здесь удобный зрительный зал с консольно вынесенным амфитеатром (инженер А.В. Кузнецов). В 1926 году Щусев решает попробовать себя в сценографии - К.С. Станиславский привлекает его к оформлению спектакля МХАТа "Сестры Жерар". В 1926-1929 годах Щусев – директор Государственной Третьяковской галереи. При нём проведена реконструкция музея, к главному корпусу галереи пристроено новое здание.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и после её завершения Щусев разрабатывает проекты восстановления разрушенных городов: Истры (1942-1943), Новгорода (1943-1945), Кишинёва (1947). Последняя работа Щусева – оформление интерьера станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952).
А.В. Щусев – основатель и первый директор Республиканского музея русской архитектуры (1946-1949; ныне Государственный музей архитектуры, с 1964 года носит имя Щусева). Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913—1918), Вхутемасе (1920—1924), Московском архитектурном институте (1948—1949) и др. Автор более 200 научных работ, затрагивающих широкий круг проблем архитектуры.
Русский и советский архитектор. Действительный член Императорской Академии художеств (1908), академик архитектуры (1910). Академик Академии наук СССР (1943).
В 1891—1897 годах Щусев учился в Санкт-Петербурге в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств у Л.Н. Бенуа и И.Е. Репина. По окончании академии участвовал в экспедиции в Среднюю Азию, где занимался изучением древних памятников Самарканда. В 1888-1899 годах также посетил Австрию, Англию, Бельгию, Италию, Францию и Тунис, во Франции в 1898 году учился в художественной академии Жюлиана. Первый заказ получил в 1895 году (надгробие для могилы генерала Д.П. Шубина-Поздеева).
С 1901 года на службе в Синоде, занимается проектированием и реконструкцией культовых сооружений, в т.ч. проектирует иконостас Успенского собора Киево-Печерской лавры (1901), руководит реконструкцией церкви св. Василия XII века в Овруче (1904). В 1902 году перестроил фамильный особняк графа Ю.А. Олсуфьева в Санкт-Петербурге, по его заказу спроектировал (1911) и построил храм свт. Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913-1917). Нетривиальный проект Щусева с ассиметричным главным фасадом с элементами неорусского стиля по настоянию заказчика пришлось скорректировать.
По заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны для Марфо-Мариинской обители в Москве (1908-1912) Щусев спроектировал собор Покрова Богородицы и церковь Св. Марфы и Св. Марии в больничном корпусе (декоративные рельефы – С.Т. Коненков, роспись – М.В. Нестеров и П.Д. Корин). За основу были взяты традиции новгородского и псковского церковного зодчества.
В 1910-е годы Щусев становится крупнейшим представителем неорусского стиля, признанным как в России, так и за рубежом. В Италии по проектам Щусева были построены храм Христа Спасителя в Сан-Ремо (1912-1913, архитектор Пьетро Агости) и церковь свт. Николая со странноприимным домом в Бари (1913-1915).
Одной из крупнейших гражданских построек Щусева стало здание Казанского вокзала.
В 1924-м Щусев получил важнейший заказ на строительство мавзолея В.И. Ленина (январь 1924-го – временный деревянный мавзолей, весна 1924-го – постоянный деревянный мавзолей с двумя боковыми трибунами, октябрь 1930-го – каменный мавзолей с отделкой из тёмно-красного гранита и чёрного лабрадора). В 1922-1923 годах Щусев – главный архитектор Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, в 1922-1930 годах – председатель Московского архитектурного общества.
Начиная со 2-й половины 1920-х, многие работы Щусева выполнены под влиянием конструктивизма: здания Наркомата земледелия (1928-1933), Механического института им. Ломоносова (1930—1934, оба в Москве), НИИ курортологии и физиотерапии в Сочи (1927—1931). Ещё одной значительной работой этого времени является здание Центрального дома культуры железнодорожников (1927). Ставший во многих отношениях новаторским проект Центрального телеграфа (1926), выполненный в конструктивистском духе, не был реализован. В 1925—1926 годах А.В. Щусев выполнил проект Центрального Дома культуры железнодорожников, в качестве развития его же проекта Казанского вокзала. Здесь удобный зрительный зал с консольно вынесенным амфитеатром (инженер А.В. Кузнецов). В 1926 году Щусев решает попробовать себя в сценографии - К.С. Станиславский привлекает его к оформлению спектакля МХАТа "Сестры Жерар". В 1926-1929 годах Щусев – директор Государственной Третьяковской галереи. При нём проведена реконструкция музея, к главному корпусу галереи пристроено новое здание.
В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и после её завершения Щусев разрабатывает проекты восстановления разрушенных городов: Истры (1942-1943), Новгорода (1943-1945), Кишинёва (1947). Последняя работа Щусева – оформление интерьера станции метро «Комсомольская-кольцевая» (открыта в 1952).
А.В. Щусев – основатель и первый директор Республиканского музея русской архитектуры (1946-1949; ныне Государственный музей архитектуры, с 1964 года носит имя Щусева). Преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1913—1918), Вхутемасе (1920—1924), Московском архитектурном институте (1948—1949) и др. Автор более 200 научных работ, затрагивающих широкий круг проблем архитектуры.
Роды занятий