Александров Юрий Исаакович
(Род. 1950)
Оперный режиссёр, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Народный артист Российской Федерации (2008). Лауреат театральных премий «Золотая маска», «Золотой софит», Государственной премии Республики Казахстан (2006).
В 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль — «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР.
С 1978 года по настоящее время сотрудничает с Мариинским театром. Постановки, осуществлённые им на сцене Мариинского театра: «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссёр», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижёр»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссёра в опере»), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль») и др.
В 1987 году основал Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссёром изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». В 1998 году театр получил собственную сценическую площадку в здании особняка барона фон Дервиза (Галерная, 33), что позволило расширить репертуар операми с большим оркестром («Борис Годунов», «Мадам Баттерфляй» и др.)
Ряд опер режиссёр поставил за рубежом — в Турции («Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти), в Италии («Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта), в США («Пиковая дама» Чайковского), в Белоруссии («Сказки Гофмана» Оффенбаха), в Латвии («Любовный напиток» Доницетти), в Литве («Дон Жуан» Моцарта), в Казахстане («Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева), в Сербии («Травиата» Верди и «Паяцы» Леонкавалло), в Польше («Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского и «Похищение из сераля» Моцарта).
По просьбе правительства Казахстана режиссёр принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан). Является одним из основоположников театра и режиссёром-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как «Травиата», «Риголетто», «Аида» Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского и др.
Его спектакли идут на сцене Татарского театра оперы и балета в Казани («Любовный напиток», мировая премьера оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике»).
Оперный режиссёр, художественный руководитель камерного музыкального театра «Санкт-Петербург Опера». Народный артист Российской Федерации (2008). Лауреат театральных премий «Золотая маска», «Золотой софит», Государственной премии Республики Казахстан (2006).
В 1974 году окончил Ленинградскую государственную консерваторию как пианист (класс профессора Л.Б. Уманской), а в 1977 году получил диплом на факультете музыкальной режиссуры (класс доцента М.Д. Слуцкой). Дипломный спектакль — «Дон Паскуале» Доницетти в ГАБТ Белорусской ССР.
С 1978 года по настоящее время сотрудничает с Мариинским театром. Постановки, осуществлённые им на сцене Мариинского театра: «Семен Котко» Сергея Прокофьева (в 1999 году удостоен Национальной театральной премии «Золотая маска» в номинациях «Лучший оперный спектакль», «Лучший оперный режиссёр», «Лучший оперный художник», «Лучший оперный дирижёр»), «Нос» Дмитрия Шостаковича (в 2004 году удостоен Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа режиссёра в опере»), «Мазепа» Петра Чайковского (в 2007 году удостоена высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «Лучший оперный спектакль») и др.
В 1987 году основал Камерный музыкальный театр. Творческая лаборатория, как это задумывалось режиссёром изначально, со временем выросла в профессиональный государственный театр «Санктъ-Петербургъ Опера». В 1998 году театр получил собственную сценическую площадку в здании особняка барона фон Дервиза (Галерная, 33), что позволило расширить репертуар операми с большим оркестром («Борис Годунов», «Мадам Баттерфляй» и др.)
Ряд опер режиссёр поставил за рубежом — в Турции («Вертер» Массне, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского, «Да здравствует мама!» Доницетти), в Италии («Черевички» и «Евгений Онегин» Чайковского, «Дон Жуан» Моцарта), в США («Пиковая дама» Чайковского), в Белоруссии («Сказки Гофмана» Оффенбаха), в Латвии («Любовный напиток» Доницетти), в Литве («Дон Жуан» Моцарта), в Казахстане («Турандот» Пуччини, «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, «Аблай Хан» Еркегали Рахмадиева), в Сербии («Травиата» Верди и «Паяцы» Леонкавалло), в Польше («Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского и «Похищение из сераля» Моцарта).
По просьбе правительства Казахстана режиссёр принял активное участие в создании Национального театра оперы и балета имени Куляш Байсеитовой в Астане (Казахстан). Является одним из основоположников театра и режиссёром-постановщиком ярких оперных спектаклей, идущих на его сцене, таких как «Травиата», «Риголетто», «Аида» Верди, «Чио-Чио-сан», «Тоска» Пуччини, «Евгений Онегин» Чайковского и др.
Его спектакли идут на сцене Татарского театра оперы и балета в Казани («Любовный напиток», мировая премьера оперы Резеды Ахияровой «Сююмбике»).