Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Варпаховский Леонид Викторович
(16 (29) марта 1908, Москва — 12 февраля 1976, там же)
Театральный режиссёр, сценарист, кинорежиссёр, киновед, художник-любитель. Народный артист РСФСР (1966).

Родился в семье московского присяжного поверенного В. В. Варпаховского (1873—1917). Мать окончила институт благородных девиц в Тифлисе, вела как режиссёр-педагог детский любительский театр.

В 1923 году поступил в Московскую консерваторию. В 1925 году организовал из студентов и преподавателей консерватории «Первый камерный экспериментальный синтетический ансамбль» (ПЭКСА) — «ещё не джаз, но эксперимент на пути к джазу», второй коллектив подобного рода в стране (после эксцентрического оркестра В.Парнаха), в котором был дирижёром и исполнителем.

В 1931 году окончил искусствоведческий отделение на литературном факультете МГУ. Работал в московском ТРАМе как художник и ассистент режиссёра.

В 1933—1935 гг. — научный сотрудник Театра им. Мейерхольда. Разойдясь во взглядах с В. Э. Мейерхольдом, ушёл из театра.

22 февраля 1936 года арестован на 3 года ссылки в Казахстан «за содействие троцкизму».

В 1936—1937 гг. — работал в театре русской драмы им. Лермонтова в Алма-Ате.

1 ноября 1937 года — повторный арест. Допросы, пытки. Отказ от признания «вины». Приговор Алма-Атинской тройки НКВД — 10 лет заключения в лагерях (ст. 58-10) «за контрреволюционную агитацию». В 1937—1940 гг. — Отбывание наказания в БАМлаге (Свободный).

В 1940 году «за контрреволюционную агитацию» (ст. 58, п. 10) приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей на северо-востоке страны (Магадан). Этапировн на Колыму, в Дальстрой (Нексикан, Колыма, Ягодное, Магадан). Работал на золотом прииске Чай-Урья. Неоднократно встречается с Варламом Шаламовым, Юрием Домбровским.

В 1942 году устраивается в культбригаду Севлага, где встречается с артистом Театра Мейерхольда Юрием Кольцовым и ставит «Мнимого больного» Ж.-Б. Мольера.

С 1943 года назначен художественным руководителем культбригады г. Магадана. Постановки пьесы в стихах «Днепр бушует» (о взятии Киева), комедии «Похищение Елены», оперы «Травиата» и многих других спектаклей.

Освобожден 17 мая 1947 года. После условно-досрочного освобождения работал в качестве режиссера в Усть-Омчуге, всего в этих краях поставил 23 спектакля.

В октябре 1947 года — новый арест по доносу. Инкриминировано было, в частности, использование музыки из «Реквиема» Моцарта в сцене казни партизана. Защита себя в суде.
Был оправдан и после окончательного освобождения уехал в Тбилиси.

В 1953—1955 гг. — режиссёр Тбилисского театра им. Грибоедова.
В 1956 году — вернулся в Москву.
В 1957 году был официально реабилитирован, возглавил Театр им. Ермоловой.
С 1960 года — режиссёр театральной студии МГУ «Ленинские горы».
С 1962 года — режиссёр Московского Малого театра.
С 1970 года — режиссёр Театра имени Вахтангова.

Роды занятий