Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Фаворский Владимир Андреевич
(2 (14) марта 1886, Москва, Российская империя — 29 декабря 1964, Москва, СССР)
График, мастер портрета, ксилографии и книжной графики, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист, педагог и теоретик изобразительного искусства, профессор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1957). Народный художник СССР (1963). Лауреат Ленинской премии (1962).

В. А. Фаворский родился в Москве, в семье адвоката. Первые навыки в рисовании получил дома под руководством матери — художницы О.В. Шервуд. В 1903—1905 занимался в школе-студии К. Ф. Юона, посещал вечерние занятия по скульптуре в Строгановском художественно-промышленном училище. После окончания московской гимназии номер 5 в 1905 г. уехал в Германию. В Мюнхене Фаворский обучался рисунку и живописи в школе Шимона Холлоши. Одновременно с обучением рисунку и живописи Фаворский посещал в Мюнхене занятия на искусствоведческом отделении философского факультета: слушал лекции Ханса Корнелиуса (последователя А. Гильдебранда), Адольфа Фуртвенглера, Карла Фолля. Холлоши познакомил молодого Фаворского с творчеством Ханса фон Маре — члена «римского кружка», в который входил и Гильдебранд. В 1907 г. вернулся в Москву.

В 1907 г. Фаворский поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1913 г. он окончил искусствоведческое отделение этого факультета, которое было организовано по инициативе профессора Николая Ильича Романова (создававшего вместе с И. В. Цветаевым Музей изящных искусств в Москве) и студентов Б. Р. Виппера, К. Н. Истомина, Д. С. Недовича, В. А. Фаворского.

С 1921 г. Фаворский преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1923—1925 гг. был ректором. В 1921—1924 гг. по приглашению Фаворского во ВХУТЕМАСе преподавал теорию искусства П. А. Флоренский. Фаворский преподавал на графическом факультете ксилографию (гравюру на дереве), на основном отделении читал курс «Введение в теорию пространственных искусств», на графическом факультете также — «Теорию композиции» и «Теорию графики». Программа курса «Теория композиции» сохранилась в архивах художника, она составлена, безусловно, под воздействием книги Гильдебранда «Проблема формы в изобразительном искусстве».
В 1934 - 1938 гг. преподаватель Полиграфического института, в 1934-1938 гг. - института изобразительных искусств, в 1942-48 гг. - института прикладного и декоративного искусства (1942-48) в Москве. Среди учеников - А.Д. Гончаров, А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов, М.И. Пиков.

С 1907 работал преимущественно в технике ксилографии главным образом над книжной иллюстрацией. Разработал стройную теорию оформления книги. Для гравюр Ф. периода 1910 - середины 1930-х гг. характерны подчеркнутая пластичность, использование только черного штриха, разнообразие стилевых решений, отвечающих стилю литературных произведений.
С середины 1930-х гг. Ф. чаще пользуется белым штрихом, действеннее передающим свет, движение, психологическую характеристику персонажей. В его работах органически сочетаются философская глубина образов, эпическое и лирическое начало.
Много работал над станковыми ксилографиями («Октябрь 1917», 1928), в том числе над портретами («Ф. Достоевский», 1929, «Пушкин-лицеист», 1935, серия «Великие русские полководцы», 1945-47), экслибрисами, издательскими марками.
С 1942 обращался также к линогравюре, выявляя ее декоративные (серия «Самарканд», 1942-44) и публицистические возможности («За мир», 1959). Ф. создал особый стиль строгого, пластически ясного и гармоничного карандашного рисунка (серия «двойных портретов», 1938-61, и др.).
В области монументального искусства Ф. добивался синтеза архитектуры и живописи, понимая последнюю как ритмическую организацию пространства, разворачивающегося во времени (росписи в Музее охраны младенчества и материнства, фрески, 1933, и в Доме моделей в Москве, сграффито, 1935, обе не сохранились).
Работам Ф. в театре свойственны сочетания конструктивного единства организации сценического пространства с яркой театральной условностью, тонкостью живописных решений («Двенадцатая ночь» Шекспира в МХАТ-2, 1934, и др.). Творчество Ф. оказало большое влияние на сов. искусство, особенно на графику.
Роды занятий