Арбан Николай
(Деревяшкин Николай Михайлович)
(1912–1995)
Марийский советский поэт, прозаик, драматург, музыкант и художник. Первый среди марийских писателей заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1944). Народный писатель Марий Эл (1994).
В 1950–1973 гг. — артист оркестра и заведующий музыкальной частью Марийского государственного драматического театра им. М. Шкетана. Затем вышел на пенсию.
С 16-летнего возраста его трудовая деятельность была связана с театром. Будучи художником, он славился как декоратор, пейзажист, портретист. Рисовал карандашом, акварелью и масляными красками. Написал множество театральных и киноафиш. В 1960-х гг. в театре проходила выставка его картин.
В музыкальном и балетном искусстве — исполнитель, дирижер, композитор, поэт-песенник. Им создано более 100 песен к спектаклям, в соавторстве с Л. Сахаровым написана музыка ко многим пьесам марийских драматургов. Его мелодичные песни получили широкую известность и стали поистине народными. Любил исполнять на виолончели народные песни «Вӱдшӧ йога — серже кодеш» («Воды текут — берега остаются»), «Шке ача деч ончен-шоген кодмеш» («Чем остаться без своего отца»), «Амбиче вуеш…» и др. Он был известен и как мастер-реставратор скрипок.
Как хореограф он прославился танцами «Марий сӱан» («Марийская свадьба»), «Тулар ден тулаче» («Сват и сваха»), «Воштыр дене» («Прутьями») и др., в которых ярко представлены марийские фольклорные традиции. Танец «Тошто ӱдырамаш паша» («Старинная женская работа») получил высокие оценки во Всесоюзном фестивале танцев (Нижний Новгород, 1957). За постановку танцев в ансамбле песни и пляски Марийской АССР в честь 40-й годовщины Октябрьской революции драматурга наградили дипломом II степени Министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества.
(1912–1995)
Марийский советский поэт, прозаик, драматург, музыкант и художник. Первый среди марийских писателей заслуженный деятель искусств Марийской АССР (1944). Народный писатель Марий Эл (1994).
В 1950–1973 гг. — артист оркестра и заведующий музыкальной частью Марийского государственного драматического театра им. М. Шкетана. Затем вышел на пенсию.
С 16-летнего возраста его трудовая деятельность была связана с театром. Будучи художником, он славился как декоратор, пейзажист, портретист. Рисовал карандашом, акварелью и масляными красками. Написал множество театральных и киноафиш. В 1960-х гг. в театре проходила выставка его картин.
В музыкальном и балетном искусстве — исполнитель, дирижер, композитор, поэт-песенник. Им создано более 100 песен к спектаклям, в соавторстве с Л. Сахаровым написана музыка ко многим пьесам марийских драматургов. Его мелодичные песни получили широкую известность и стали поистине народными. Любил исполнять на виолончели народные песни «Вӱдшӧ йога — серже кодеш» («Воды текут — берега остаются»), «Шке ача деч ончен-шоген кодмеш» («Чем остаться без своего отца»), «Амбиче вуеш…» и др. Он был известен и как мастер-реставратор скрипок.
Как хореограф он прославился танцами «Марий сӱан» («Марийская свадьба»), «Тулар ден тулаче» («Сват и сваха»), «Воштыр дене» («Прутьями») и др., в которых ярко представлены марийские фольклорные традиции. Танец «Тошто ӱдырамаш паша» («Старинная женская работа») получил высокие оценки во Всесоюзном фестивале танцев (Нижний Новгород, 1957). За постановку танцев в ансамбле песни и пляски Марийской АССР в честь 40-й годовщины Октябрьской революции драматурга наградили дипломом II степени Министерства культуры РСФСР и Всероссийского театрального общества.
Роды занятий