Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Маюк-Егоров Алексей Иванович
(1905—1938)
Актер, первый марийский режиссер-профессионал.

В октябре 1927 г. поступил в Марийскую студию музыкально-драматического искусства в г.Краснококшайске. Ко времени учебы относится появление псевдонима Маюк.
За время учебы в студии и последующей работы в Марийском государственном драматическом театре (1927—1930) им сыграны следующие роли: Микита (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1927), комсомольский вожак Тимошка (спектакль по поэме А.Жарова «Гармонь»), объездчик Епсей (С.Г.Чавайн «Мӱкш отар» / Пасека, 1928), Кугуяр (1929) в одноименной драме С.Чавайна, Немой (Е.Яновский «Шыде» / Ярость, 1930) и др. В период профессионального становления Марийского театра А.Маюк-Егоров был одним из ведущих его актеров.
В 1930 году он поступил на драматическое отделение Центрального техникума театрального искусства (ЦЕТЕТИС) при Государственном институте театрального искусства им. А.В.Луначарского. Через год А.Маюк-Егоров перешел на режиссерское отделение ГИТИСа, на курс режиссера МХАТа И.Я.Судакова. На курсе преподавали В.Качалов, Вс.Мейерхольд, И.Москвин и другие выдающиеся деятели театра того времени. Каникулы и практику А.Маюк-Егоров проводил в Маргостеатре, работал в Горномарийском колхозном драматическом театре (г. Козьмодемьянск).
В 1936 г. после окончания учебы А.Маюк-Егоров был принят очередным режиссером в Маргостеатр, а после ухода Н.Д. Станиславского, в августе того же года, был назначен главным режиссером. Впервые в Марийском театре появился квалифицированный специалист, знающий марийский язык. Большое значение он придавал работе с актерами, совершенствованию их профессионального мастерства. А.Маюк-Егоров привнес в Марийский театр дух новаторства и эксперимента. Стремился создать в коллективе атмосферу творческого поиска, разнообразить репертуар. В своей работе А.Маюк-Егоров закрепил и развил реалистические традиции национального театра.
В планах главного режиссера Марийского драматического театра были постановки пьес «Лес» и «Доходное место» А.Н.Островского, «Васса Железнова» М.Горького, «Аристократы» Н.Погодина, «Любовь Яровая» К.Тренева и др. К работе по переводу пьес на марийский язык были привлечены С.Чавайн, М.Шкетан, П.Пӱнчерский, Олык Ипай и др. Такое сотрудничество способствовало росту культурного уровня работников театра.
В качестве режиссера А.И.Маюк-Егоров проработал два года. К 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина им был поставлен спектакль «Дубровский». Автором инсценировки повести был С.Чавайн. В 1936 г. А.Маюк-Егоров с энтузиазмом приступил к работе над пьесой молодого драматурга С.Николаева «Полатовын сӱанже» («Свадьба Полатова»). В результате доработки был уточнен жанр и хронотоп пьесы, система действующих лиц и т.д. Режиссер создал на сцене яркое этнографическое зрелище, насыщенное народными песнями и плясками. Пьеса вошла в классический фонд марийской драматургии под названием «Салика» и до настоящего времени входит в репертуар театра. В мае 1937 г. спектакль был готов, однако приемочная комиссия Управления по делам искусств при СНК МАССР запретила постановку как «националистическую», а ее режиссер был обвинен в пропаганде средствами искусства националистических идей и восхвалении прошлого марийского народа. 23 июня 1937 г. А.И.Маюк-Егоров и его жена актриса А.А.Филиппова были уволены из театра.
К открытию театрального сезона 1937—1938 гг. А.Маюк-Егоров вновь вернулся в Маргостеатр в качестве очередного режиссера. Он продолжил работу над музыкальной комедией «Салика», 5 апреля 1938 г. состоялась премьера.
Арест, последовавший 11 июня 1938 г., оборвал творческие планы А.Маюк-Егорова. Было сфабриковано так называемое «дело двенадцати», нанесшее невосполнимый ущерб марийскому сценическому искусству. По обвинению в причастности к террористической организации были арестованы актеры В.Якшов, А.Филиппова, П.Мусаева, А.Ложкин, А.Мамуткин, З.Белкин, а также А.Янаев, Т.Карпова, М.Яндулов и другие.
29 октября 1938 г. решением «особой тройки» НКВД МАССР все они были приговорены к расстрелу, 31 октября 1938 г. приговор был приведен в исполнение. Решением Верховного суда МАССР от 20 августа 1956 г. А.И.Маюк-Егоров был посмертно реабилитирован за отсутствием состава преступления.
В историю марийского театрального искусства А.Маюк-Егоров вошел как талантливый режиссер-новатор, человек высокой профессиональной культуры.
Роды занятий