Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Утесов Леонид Осипович
(10 (22) марта 1895 — 9 марта 1982)
Эстрадный артист, певец, чтец, дирижёр, руководитель оркестра, конферансье; актёр. Народный артист СССР (1965, первым из артистов эстрады удостоен этого звания). Исполнял песни в различных жанрах от джаза до городского романса.

В 1910—1912 годах играл на гитаре в струнном бродячем оркестре Ярчука-Кучеренко, некоторое время выступал в качестве гимнаста, музыкального эксцентрика и «рыжего» клоуна в передвижном цирке борца Ивана Бороданова в Одессе, Кременчуге, Херсоне, Николаеве. В 1912 году устроился в Кременчугский театр миниатюр, в это же время стал выступать под псевдонимом Леонид Утёсов.

В 1913 году поступил в одесскую труппу К. Г. Розанова, до революции 1917 года играл в ряде театров миниатюр: Большой Ришельевский, Малый Ришельевский, «Интимный», Весёлый, передвижной театр миниатюр «Мозаика» Херсонский театр миниатюр; был артистом антрепризы Н. И. Собольщикова-Самарина в Киеве, Одессе, Херсоне, Феодосии, Александровске, Екатеринославе, Москве.

В 1916—1917 годах проходил службу в армии. В 1917 году победил в конкурсе куплетистов в Гомеле. В том же году приехал в Москву, где выступал в столичном саду «Эрмитаж». В 1918—1919 годах — артист эстрады во время гастрольной поездки по Украине для обслуживания Южной армии.

В 1917 году в Одессе впервые снялся в кино, исполнив роль адвоката Зарудного в фильме «Жизнь и смерть лейтенанта Шмидта».

В 1920-х годах продолжал выступать на эстраде и играть в различных театрах Москвы (Театр революционной сатиры, Театр музыкальной комедии, оперетта «Славянский базар») (1921—1922). В 1922 году переехал жить в Петроград (ныне Санкт-Петербург), где играл в Свободном театре (1922—1927), Театре Сатиры (1928), оперетте «Палас-театр». В 1923 году подготовил «синтетический спектакль» «От трагедии до трапеции», в котором исполнял драматические и буффонно-комические роли, гимнастические номера, играл на гитаре и скрипке, дирижировал хором и оркестром. Продолжалась и его кинематографическая карьера.

Был первым исполнителем на эстраде произведений И. Э. Бабеля, Э. Г. Багрицкого, И. П. Уткина, М. М. Зощенко.


В 1928 году в Париже услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса, который поразил его тем, что потом сам Утёсов называл «театрализацией». По возвращении в Ленинград создал собственный «Теа-джаз» (позднее Государственный джаз-оркестр РСФСР, Государственный эстрадный оркестр РСФСР), первое выступление которого состоялось 8 марта 1929 года на сцене ленинградского Малого оперного театра. Успех был значительным, и с этого момента Утёсов фактически сменил профессию, став руководителем (первый год вместе с трубачом Яковом Скоморовским) джаз-оркестра. Коллектив Утёсова исполнял западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Последние постепенно заняли основное место в программах оркестра.
Большую роль в становлении Утёсова как музыканта и артиста сыграла его личная и творческая дружба с композитором Исааком Дунаевским, написавшим для «Теа-джаза», в частности, джазовые «рапсодии» — обработки русских, украинских и еврейских (на идише) песен, а также немало песен на стихи современных советских поэтов. В содружестве с И. Дунаевским, В. Лебедевым-Кумачом, В. Массом и Н. Эрдманом создал эксцентрические музыкальные комедийные обозрения — «Джаз на повороте» (1930), «Музыкальный магазин» (1932) и др.

В 1934 году вышел на экраны кинофильм «Весёлые ребята» с Утёсовым в главной роли и с участием его оркестра (музыку к картине писал И. Дунаевский, тексты песен — В. Лебедев-Кумач).

В 1939 году вышла его первая книга «Записки актёра».

В годы войны Леонид Утёсов много раз ездил на фронт и выступал перед бойцами.

После войны Утёсов и его оркестр продолжали много ездить по стране, записываться на пластинки, выступать по радио, а потом и по телевидению. В марте 1960 года в Московском театре эстрады была представлена программа «Тридцать лет спустя».

В 1966 году принял решение покинуть сцену (кроме единичных случаев, когда он исполнял по 1-2 песни). В оставшиеся 16 лет жизни написал ещё одну книгу «Спасибо, сердце!», руководил оркестром, много снимался на телевидении, но практически не выходил на сцену.