Чекетти, Энрико
(1850 - 1928)
Итальянский танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. Известен как автор методики обучения искусству танца.
Энрико Чекетти родился в семье артистов балета Ч. Чеккетти и С. Казальи в костюмерной римского театра Тординона. С 1864 г. обучался во Флоренции в Академии танца Дж. Лепри. Дебютировал на сцене театра Ла Скала в 1870 г. В 1877 - 82 гг. выступал в России. С 1885 — первый танцовщик театра «Ла Скала». В 1887 г. вернулся в Россию, в том же году с большим успехом выступил в балете «Эксцельсиор» на сцене петербургского театра «Аркадия», после чего был приглашен директором Императорских театров Иваном Всеволожским, видевшим его выступление, в труппу Мариинского театра на должность солиста.
В 1890 г. участвовал в премьере балета П И. Чайковского «Спящая красавица», исполнив две контрастные партии — гротескную роль феи Карабосс, дававшую возможность проявить мимическое мастерство, и виртуозное па де де Голубой птицы и принцессы Флорины (с Варварой Никитиной), где мог блеснуть блестящей техникой своих заносок.
В 1892 г. был назначен вторым балетмейстером и репетитором балета. С 1893 г. начал преподавать в Петербургском театральном училище: сначала мимику, а начиная с 1896 г. — классический танец в классе старших воспитанниц. Среди первого выпуска Чекетти (1898 г.) — балерины Любовь Егорова и Юлия Седова.
В 1902 г. возник конфликт с Дирекцией императорских театров, в результате которого он был переведён в Варшаву на должность балетмейстера Варшавской оперы и руководителя театральной школы.
В 1905 продолжил занятия с учениками и артистами Мариинского театра в собственной танцевальной студии. В 1907 - 1909 гг. у него занималась Анна Павлова.
В 1910 г. Сергей Дягилев пригласил его стать педагогом «Русского балета». Чекетти был главным педагогом антрепризы Дягилева до 1921 г. Он также выходил на сцену, исполняя мимические роли в некоторых балетах.
В 1918 г. Чекетти открыл балетную школу в Лондоне, в 1923 г. вернулся на родину, где с 1924 г. руководил балетной школой театра «Ла Скала». В последний раз вышел на сцену в Милане в 1926 г. Преподавал до самого конца своей жизни — он упал на уроке и умер на следующий день.
Чекетти-педагогу удалось выработать чёткую систему подготовки танцовщиков, учитывающую их индивидуальные особенности. Английский балетный критик Сирил Бомонт, заинтересовавшись его методом, совместно с танцовщиком Станиславом Идзиковским написал «Учебник классического театрального танца». Книга была издана в Лондоне в 1922 г., тогда же для пропагандирования педагогического метода Чекетти было создано общество его имени.
Итальянский танцовщик-виртуоз, балетмейстер и педагог. Известен как автор методики обучения искусству танца.
Энрико Чекетти родился в семье артистов балета Ч. Чеккетти и С. Казальи в костюмерной римского театра Тординона. С 1864 г. обучался во Флоренции в Академии танца Дж. Лепри. Дебютировал на сцене театра Ла Скала в 1870 г. В 1877 - 82 гг. выступал в России. С 1885 — первый танцовщик театра «Ла Скала». В 1887 г. вернулся в Россию, в том же году с большим успехом выступил в балете «Эксцельсиор» на сцене петербургского театра «Аркадия», после чего был приглашен директором Императорских театров Иваном Всеволожским, видевшим его выступление, в труппу Мариинского театра на должность солиста.
В 1890 г. участвовал в премьере балета П И. Чайковского «Спящая красавица», исполнив две контрастные партии — гротескную роль феи Карабосс, дававшую возможность проявить мимическое мастерство, и виртуозное па де де Голубой птицы и принцессы Флорины (с Варварой Никитиной), где мог блеснуть блестящей техникой своих заносок.
В 1892 г. был назначен вторым балетмейстером и репетитором балета. С 1893 г. начал преподавать в Петербургском театральном училище: сначала мимику, а начиная с 1896 г. — классический танец в классе старших воспитанниц. Среди первого выпуска Чекетти (1898 г.) — балерины Любовь Егорова и Юлия Седова.
В 1902 г. возник конфликт с Дирекцией императорских театров, в результате которого он был переведён в Варшаву на должность балетмейстера Варшавской оперы и руководителя театральной школы.
В 1905 продолжил занятия с учениками и артистами Мариинского театра в собственной танцевальной студии. В 1907 - 1909 гг. у него занималась Анна Павлова.
В 1910 г. Сергей Дягилев пригласил его стать педагогом «Русского балета». Чекетти был главным педагогом антрепризы Дягилева до 1921 г. Он также выходил на сцену, исполняя мимические роли в некоторых балетах.
В 1918 г. Чекетти открыл балетную школу в Лондоне, в 1923 г. вернулся на родину, где с 1924 г. руководил балетной школой театра «Ла Скала». В последний раз вышел на сцену в Милане в 1926 г. Преподавал до самого конца своей жизни — он упал на уроке и умер на следующий день.
Чекетти-педагогу удалось выработать чёткую систему подготовки танцовщиков, учитывающую их индивидуальные особенности. Английский балетный критик Сирил Бомонт, заинтересовавшись его методом, совместно с танцовщиком Станиславом Идзиковским написал «Учебник классического театрального танца». Книга была издана в Лондоне в 1922 г., тогда же для пропагандирования педагогического метода Чекетти было создано общество его имени.
Роды занятий