Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Штайн, Питер
(Род. 1937)
Театральный режиссер, работающий в разных странах, включая Россию. Проживает в Италии.
Театральную деятельность начал в 1964 г. в мюнхенском «Каммершпиле» в должности ассистента режиссера.
Как режиссер он дебютировал в 1966 г. постановкой пьесы Э. Бонда «Спасение».
В 1967 г. начал работать в театрах Бремена и Цюриха. На сцене Бременского драматического театра поставил «Коварство и любовь» Ф. Шиллера и «Торквато Тассо» И.В. Гете.
Широкая известность пришла к Штайну в 1970 г., когда он вместе с Клаусом Пайманом возглавил театр «Шаубюне» (Schaubuehne) в Западном Берлине, в котором работал 15 лет. В «Шаубюне» Штайн утверждал концепцию так называемого «театра права голоса» (Mitbestimmungstheater), предполагавшую участие не только всех членов творческого коллектива, но и технического персонала в принятии важных для театра решений, в том числе и касающихся репертуарной политики.
Штайн всегда проявлял интерес к русскому театру. В своем творчестве он продолжает и развивает традиции режиссуры К.С. Станиславского. Спектаклям Штайна, независимо от их тематики, всегда свойственна подробная, скрупулезно разработанная психология персонажей; любовно и тщательно воссозданная в декорациях и звуковом оформлении атмосфера места действия; подчеркнуто реалистический стиль игры.
«Русская» направленность отчетливо прослеживалась в репертуаре театра Шаубюне. Штайн поставил «Дачников» М. Горького (1975), «Оптимистическую трагедию» Вс. Вишневского (1972), «Три сестры» (1985) и «Вишневый сад» (1992) А.П. Чехова.
Главной основой репертуара режиссера оставалась классика. Сам П. Штайн основой европейского театра считает античную драму, Шекспира и Чехова.
С 1986 г. много ставит за пределами Германии, в том числе и в оперных театрах.
С начала 1990-х гг. он полностью стал «свободным художником», не связывающим себя долгосрочными контрактами с конкретными театрами. Это позволило ему сосредоточиваться на глобальных проектах (как правило — международных), представляющих собой грандиозные театральные эксперименты.
В 2000 г. в рамках всемирной выставки ЭКСПО в Ганновере Петер Штайн поставил полную версию «Фауста» Гете. Этот спектакль, который длился более 20 часов впоследствии прошёл в Вене и в Берлине. В спектакле было занято 35 актёров.
Питер Штайн поставил также спектакль «Чайка» в Рижском театре русской драмы (Елена Стародуб — Аркадина, Анатолий Лобоцкий — Тригорин, а Иван Шибанов — Треплев).
В Россию Штайн приехал в 1989 г. по приглашению Союза театральных деятелей СССР: в рамках фестиваля театров ФРГ был показан его спектакль «Три сестры».
В 1991 г. Штайн поставил в Москве «Вишнёвый сад» А. Чехова.
В 1994 г. в Москве состоялась премьера спектакля, поставленного Петером Штайном, — «Орестея» Эсхила. На сцене театра Российской Армии в восьмичасовом спектакле участвовали известные актеры российского театра: Екатерина Васильева, Татьяна Васильева, Людмила Чурсина, Евгений Миронов, Татьяна Догилева, Игорь Костолевский, Елена Майорова, Вячеслав Разбегаев. Спектакль стал главным событием российского театрального сезона.
В 1998 г. поставил «Гамлета» с участием Евгения Миронова (принц Гамлет), Александра Феклистова (Клавдий), Ирины Купченко (Гертруда), Михаила Филиппова (Полоний), Вячеслава Разбегаева (Фортинбрас) и других актеров.
В феврале 2014 г. приступил к репетициям оперы Дж. Верди «Аида» в Москве в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Премьера прошла в апреле 2014 г.
Январь 2015 г. — премьера в театре Et-Cetera по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
22 июля 2016 г. состоялась премьера оперы «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза в Большом театре России.
Роды занятий