Кудашев-Ашказарский Ильясбек Батыргареевич
(1884–1942)
Татарский музыкант и театральный деятель, Герой Труда (1926).
Первые попытки создания театральной труппы Кудашев-Ашказарский предпринял в 1905 в Оренбурге, где он организовал любительскую театральную труппу «Мусульманская драма и мелодрама» («Фаҗига вә мәсәкин исламия»). Его дебют состоялся в 1906 в Уфе спектаклем «Ученые и невежды» («Галимнәр hәм наданнар») по комедии А.Н. Островского «Ученье — свет, а неученье — тьма, или В чужом пиру похмелье» (в переводе и переделке Кудашева-Ашкадарского).
Так появилась «Первая в России труппа мусульманских артистов драмы под руководством И. Б. Кудашева-Ашказарского». В мае 1907 г. труппа впервые выехала на гастроли по городам Поволжья. В ноябре 1907 г. труппа Ашказарского гастролировала в Москве. В связи с противоречиями, возникшими в труппе, в декабре 1907 г. Кудашев-Ашказарский покидает труппу, которая продолжает выступления под именем «Сайяр». В 1908 г. заново собирает любительскую труппу под названием «Фажига вэ мосэккин исламия» («Мусульманская драма и мелодрама») — затем «Мусульманская драма», «Сайях» («Передвижная»). Ставит в основном музыкальные спектакли-водевили, а также концерты. Сам поет, играет на пианино, скрипке, гармони, мандолине, читает стихи.
После Октябрьской революции руководит красноармейскими концертными группами в различных подразделениях 1-й Революционной Армии, затем служит в органах культуры и искусства Татарской АССР. В 1928–1929 гг. работал в Татарском академическом театре. Затем ушел на эстраду, занимался литературной деятельностью.
В годы советской власти Кудашев-Ашказарский много концертировал с программами художественного чтения, а также в качестве скрипача. В его исполнении выпущены грамзаписи произведений русских и татарских писателей, татарских композиторов и народного музыкального творчества.
Татарский музыкант и театральный деятель, Герой Труда (1926).
Первые попытки создания театральной труппы Кудашев-Ашказарский предпринял в 1905 в Оренбурге, где он организовал любительскую театральную труппу «Мусульманская драма и мелодрама» («Фаҗига вә мәсәкин исламия»). Его дебют состоялся в 1906 в Уфе спектаклем «Ученые и невежды» («Галимнәр hәм наданнар») по комедии А.Н. Островского «Ученье — свет, а неученье — тьма, или В чужом пиру похмелье» (в переводе и переделке Кудашева-Ашкадарского).
Так появилась «Первая в России труппа мусульманских артистов драмы под руководством И. Б. Кудашева-Ашказарского». В мае 1907 г. труппа впервые выехала на гастроли по городам Поволжья. В ноябре 1907 г. труппа Ашказарского гастролировала в Москве. В связи с противоречиями, возникшими в труппе, в декабре 1907 г. Кудашев-Ашказарский покидает труппу, которая продолжает выступления под именем «Сайяр». В 1908 г. заново собирает любительскую труппу под названием «Фажига вэ мосэккин исламия» («Мусульманская драма и мелодрама») — затем «Мусульманская драма», «Сайях» («Передвижная»). Ставит в основном музыкальные спектакли-водевили, а также концерты. Сам поет, играет на пианино, скрипке, гармони, мандолине, читает стихи.
После Октябрьской революции руководит красноармейскими концертными группами в различных подразделениях 1-й Революционной Армии, затем служит в органах культуры и искусства Татарской АССР. В 1928–1929 гг. работал в Татарском академическом театре. Затем ушел на эстраду, занимался литературной деятельностью.
В годы советской власти Кудашев-Ашказарский много концертировал с программами художественного чтения, а также в качестве скрипача. В его исполнении выпущены грамзаписи произведений русских и татарских писателей, татарских композиторов и народного музыкального творчества.