Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Брянцев Александр Александрович
(1883—1961)
Актёр, театральный режиссёр, педагог. Лауреат Сталинской премии второй степени (1950). Народный артист СССР (1956). Основатель и первый руководитель (с 1922) одного из первых в России театров для детей.

В 1908 окончил историко-филологический факультет Императорского Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы участвовал в любительских спектаклях «Невского общества устройства народных развлечений». До 1904 года был помощником режиссёра, актёром в народных окраинных театрах Санкт-Петербурга. В 1904 году поступил помощником режиссёра в Общедоступный театр П. П. Гайдебурова. В 1905 году вместе с П. П. Гайдебуровым участвовал в организации Передвижного театра, в котором работал до 1920 года, где поставил более 60 спектаклей. В 1918 году поставил свой первый детский спектакль «Два брата» Кузьмина.

В 1919 году вместе с П. П. Гайдебуровым организовал театральный отдел Петроградского внешкольного института, где преподавал. В 1920—1921 годах работал педагогом в детских домах Петрограда, поставил с воспитанниками драматизированную игру по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (1920).

В 1921 году возглавлял комиссию по организации театра для детей в Петрограде. В результате в 1922 году был открыт Театр юных зрителей (c 1980 — Театр юных зрителей имени А. А. Брянцева), бессменным руководителем которого до самой своей смерти был А. А. Брянцев, где поставил 48 спектаклей. В годы войны, с 1942 по 1944 год, труппа театра была в эвакуации на Урале. Актёры выступали на сцене Березниковского драматического театра под руководством А. Брянцева. Режиссёр неоднократно летал в Ленинград, где принимал участие в заседаниях Ленсовета.

Автор ряда книг и статей по вопросам театральной архитектуры, художественного оформления спектаклей, теории и практики театра для детей. В статье «Театр юного зрителя» (Жизнь искусства, 1921) сформулировал принципы организации театра, положенные затем в основу развития деятельности детских театров страны.
Роды занятий