Московский музыкально-драматический цыганский театр «Ромэн»
Один из самых известных и самый старый из ныне действующих цыганских театров мира, Цыганский театр «Ромэн» был организован 16 декабря 1931 года по решению Наркомпроса и при содействии А. В. Луначарского на основе индороменской театральной студии. Режиссёром-постановщиком был М. Гольдблат. Композитор Бугачевский сумел освоить на слух, запомнить, записать разнообразные цыганские напевы, вошедшие в сборник «Цыганские народные песни и пляски». Первый музыкально-драматический спектакль по пьесе Александра Германо «Жизнь на колёсах» рассказывал о сложном переходе цыган к осёдлой жизни, о молодежи, порывающей с прошлым. После премьеры студию переименовали в цыганский театр «Ромэн», первым директором которого стал Георгий Лебедев, а вчерашних студийцев стали называть актёрами. Они взяли на себя высокую миссию просвещения своего народа, сохранения его культуры и национальных традиций, широкого приобщения к ним людей разных национальностей. Многие актеры стали основателями целых театральных цыганских династий – Золотаревы, Жемчужные, Оглу, Янковские, Бизевы, Лекаревы, Бобровы, Деметр.
Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа М. Яншин, который пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». Заложенные М. Яншиным принципы развивали и следующие руководители театра: профессор Московской консерватории П. Саратовский (1941-1951) и режиссер С. Баркан (1951-1977).
В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. За 60 лет творческой деятельности он прошёл все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра.
Созданные им сценические образы – Лекса («Четыре жениха»), Коля («Девчонка из табора»), Иван Кале («Ром-Баро»), Федор Протасов («Живой труп») – стали явлением в творческой жизни театра, своеобразным эталоном для выпускников цыганской студии при музыкальном училище имени Гнесиных – воспитанников Н. Сличенко. А поставленные им спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Птицам нужно небо», «Таборные игры» завоевали широкое признание цыганского театра в России и за рубежом.
С 1969 года «Ромэн» располагается в историческом здании бывшего ресторана «Яръ». Помпезное здание ресторана «Яръ» (архитектор Адольф Эрихсон, 1910) по заказу владельца А. Судакова было оборудовано техническими новинками того времени, включая электрическое освещение залов, сделанное фирмой «Simens». Не только новинки прогресса манили посетителей в «Яръ», в старой Москве он был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители.
В послевоенные годы рядом строится гостиница «Советская» и здание вписывается в общий ансамбль, а Белый зал ресторана «Яръ» становится театрально-концертным залом отеля. В 1969 году сюда переезжает театр «Ромэн», и место вновь становится центром цыганской культуры.
Первые спектакли театра по оригинальным пьесам цыганских драматургов шли на цыганском языке. Но после того как в 1937 году «Ромэн» возглавил актёр МХАТа М. Яншин, который пополнил репертуар театра произведениями русской и зарубежной классики, спектакли стали играть на русском языке, что значительно расширило зрительскую аудиторию. Большой знаток и ценитель цыганского искусства, Яншин стремился сделать «Ромэн» театром «серьёзного содержания, соединить фольклор с большой драматургией». Заложенные М. Яншиным принципы развивали и следующие руководители театра: профессор Московской консерватории П. Саратовский (1941-1951) и режиссер С. Баркан (1951-1977).
В трудном послевоенном 1951 году молва о существовании цыганского театра привела на его порог юного Николая Сличенко. За 60 лет творческой деятельности он прошёл все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссёра и художественного руководителя театра.
Созданные им сценические образы – Лекса («Четыре жениха»), Коля («Девчонка из табора»), Иван Кале («Ром-Баро»), Федор Протасов («Живой труп») – стали явлением в творческой жизни театра, своеобразным эталоном для выпускников цыганской студии при музыкальном училище имени Гнесиных – воспитанников Н. Сличенко. А поставленные им спектакли «Грушенька», «Мы – цыгане», «Птицам нужно небо», «Таборные игры» завоевали широкое признание цыганского театра в России и за рубежом.
С 1969 года «Ромэн» располагается в историческом здании бывшего ресторана «Яръ». Помпезное здание ресторана «Яръ» (архитектор Адольф Эрихсон, 1910) по заказу владельца А. Судакова было оборудовано техническими новинками того времени, включая электрическое освещение залов, сделанное фирмой «Simens». Не только новинки прогресса манили посетителей в «Яръ», в старой Москве он был центром цыганской культуры, здесь выступали известнейшие цыганские хоры и исполнители.
В послевоенные годы рядом строится гостиница «Советская» и здание вписывается в общий ансамбль, а Белый зал ресторана «Яръ» становится театрально-концертным залом отеля. В 1969 году сюда переезжает театр «Ромэн», и место вновь становится центром цыганской культуры.
Адрес
:
125040, г. Москва, Ленинградский проспект, д. 32/2