Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Степанова Елена Андреевна

(1891— 1978) 
Оперная певица (колоратурное сопрано). Народная артистка СССР (1937).

В детстве пела в церковном хоре. Училась пению у М. Полли. С 1908 артистка хора Большого театра; в 1912 дебютировала как солистка в партии Антониды. До 1944 солистка Большого театра.

Искусство Степановой сформировалось под влиянием и при поддержке  дирижёров В.И. Сука, Э.А. Купера, Н.С. Голованова, певцов Ф.И. Шаляпина, Л.В. Собинова, А.В. Неждановой, К.Г. Держинской, Н.А. Обуховой. Большое значение имело для Степановой общение с К.С. Станиславским в студии Большого театра, где она подготовила партии Джильды (1919) и Татьяны (1921).

Главными особенностями исполнения Степановой были редкое по чистоте интонирование, виртуозное владение голосом. Была блестящей исполнительницей женских партий в операх Римского-Корсакова — Волхова, Снегурочка, Шемаханская царица; Марфа («Царская невеста»), Царевна-Лебедь (первая исполнительница в Большом театре, 1913); Царевна Ненаглядная Краса («Кащей Бессмертный»). Другие партии: Людмила, Виолетта, Лакме; Маргарита Валуа («Гугеноты»).

Выступала как концертная певица. Участвовала в первом исполнении поэмы «Колокола» Рахманинова (1914), исполняла партию сопрано в 9-й симфонии Бетховена под упр. О. Клемперера (1925). Большой мастер камерного пения, Степанова одной из первых стала исполнять произведения советских авторов (Р.М. Глиэра, С.Н. Василенко, О.С. Чишко).

Роды занятий