Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Архив Московского театра на Таганке
На месте нынешнего здания театра в XVIII веке располагались мучные лавки и гостиный двор. В начале XX века на месте частично снесённых домов возник один из первых в России кинотеатров — синематограф «Вулкан». Внутренний двор торговых рядов стал его зрительным залом, а впоследствии — залом Театра на Таганке. Театральная история здания началась после 1917 года. В 1918 году в Москве работало 17 районных театров. Здесь играли свои спектакли студия Евгения Вахтангова, Опытно-героический театр, Малый театр и его студия.
В 1946 году помещение было отдано вновь образованному Театру драмы и комедии во главе с А. Плотниковым. Спектакли ставила замечательная актриса и режиссёр С. Бирман, здесь начинал свой режиссёрский путь П. Фоменко. В 1964 году в театр приходит группа выпускников Щукинского училища во главе со своим учителем Юрием Любимовым. Спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта положил начало истории театра, ставшего лидером в процессе обновления сценической эстетики, поиске новых театральных форм. Это были выдающиеся события театральной жизни: «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду, «Послушайте!» по В. Маяковскому, «А зори здесь тихие…» по Б. Васильеву, «Тартюф» Ж.-Б. Мольера, «Гамлет» У. Шекспира. Внутренняя свобода, достоинство, отпечаток собственной личности отличали актёров Таганки первой её поры — Владимира Высоцкого и Валерия Золотухина, Зинаиду Славину и Аллу Демидову — и стали традицией, обязательной до сих пор.
Судьба Таганки никогда не была лёгкой. Постоянный конфликт с властью разрешился отъездом Любимова за границу на пять лет (1984-1989). Вернувшись в начале перестройки, Любимов принялся возрождать свой театр, добился выхода в свет запрещённых спектаклей «Живой», «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов». Пришлось пережить и раскол театра, нередкий в те годы в театральной жизни. Часть труппы отделилась, создав театр «Содружество актёров Таганки». Неутомимый патриарх российской режиссуры, Юрий Петрович Любимов (1917–2014) в последние годы своей жизни ещё раз покинул Театр на Таганке и работал как приглашённый режиссёр в Большом театре и в театре «Новая опера».
В архиве театра драмы и комедии на Таганке — вся история творческого коллектива. В «делах» спектаклей, поставленных Ю. Любимовым как у себя в театре, так и за рубежом, находятся документы, программы, материалы прессы, стенограммы заседаний художественного совета, приказы о распределении ролей. С Театром на Таганке были тесно связаны известные люди, деятели российской культуры — театровед А. Аникст, писатель Ф. Абрамов, поэты Б. Ахмадулина и А. Вознесенский.
В архиве музея сохранились их письма, личные вещи, автографы. Артисты и работники коллектива передают в театр свои личные архивы. Один из важных разделов — материалы, связанные с творчеством В. Высоцкого, создавшего на этой сцене незабываемые образы Гамлета, Хлопуши и Лопахина.
В марте 2015 года директором театра была назначена заслуженная артистка России, актриса театра и кино, театральный деятель И.В. Апексимова. После передачи уникальных архивных материалов в РГАЛИ в театре начались работы по воссозданию интерьера мемориального кабинета Ю.П. Любимова, в котором основатель Театра на Таганке проработал полвека. Кабинет является настоящей музейной достопримечательностью. На его стенах оставили автографы А. Вознесенский, И. Смокнутовский, А. Тарковский, А. Шнитке, А. Миллер, Ж. Вилар, Л. Оливье, А. Маньяни и многие другие выдающиеся представители отечественной и зарубежной культуры.
В театре был открыт интерактивный музей, посвящённый режиссёру и основателю театра. Посетители могут отправиться в виртуальный тур по театру и кабинету режиссёра, увидеть короткометражный фильм о его жизни и спектакль «Добрый человек из Сезуана».
В 2021 году 30-летний раскол Театра на Таганке завершился воссоединением. И.В. Апексимова была назначена руководить ещё и театром «Содружество актёров Таганки». Это решение позволило консолидировать управление двумя зданиями и труппами, которые раньше являлись одним целым. Сегодня реализуется современная концепция театра, а также концепция экспозиции и дальнейшего развития музейной деятельности театра.