Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
ШЛЕПЯНОВ Илья Юльевич
(1900 – 1951)
Театральный режиссёр и художник.
В 1919 г. в Киеве окончил живописную школу художника А.С.Монко. В 1914-1917 гг. занимался у педагогов, учеников В.Э.Мейерхольда А.М. и А.В.Смирновых, открывших в Киеве театральную студию. В 1922-1925 гг. учился у Мейерхольда в Государственных высших режиссёрских мастерских (ГВЫРМ). Во время учёбы оформил в Театре имени Мейерхольда три спектакля — «Д. E.» Е.М.Подгаецкого (1924), «Учитель Бубус» А.М.Файко и «Мандат» Н.Р.Эрдмана (1925). Под руководством Мастера разработал новаторские приёмы сценического оформления: подвижные щиты, трансформирующие сцену, вращающиеся концентрические круги-кольца.
В 1926-1928 гг. был главным художником Бакинского рабочего театра, где оформил более 20-ти спектаклей: «Рычи, Китай» С.М.Третьякова, «Зойкина квартира» М.А.Булгакова, «Собор Парижской Богоматери» В.Гюго и др.
В 1928-1937 гг. работал главным художником и режиссёром московского Театра Революции. Оформил спектакли: «Гопля, мы живем!» Э.Толлера (1928); спектакли по пьесам Н.Ф.Погодина «Поэма о топоре» (1931), «Мой друг» (1932). Осуществил вместе с А.Д.Поповым знаменитую постановку «Ромео и Джульетты» (1935) с М.И.Бабановой и М.Ф.Астанговым.
Со второй половины 1930-х гг. занимался преимущественно режиссурой. В 1938-1939 гг. работал в Ленинградском Малом театре оперы и балета, где поставил оперу Д.Б.Кабалевского «Кола Брюньон». В 1939-1940 гг. был художественным руководителем Большого театра оперы и балета БССР (Минск). В 1940-1942 гг. в Москве руководил Театром имени Ленсовета, в 1942-1944 гг. – Театром Сатиры.
С 1944 по 1951 гг. был главным режиссёром и художественным руководителем Ленинградского академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Поставил с дирижёром Б.Э.Хайкиным 9 спектаклей: «Травиата» (1944), «Князь Игорь» (1948), «Борис Годунов» (1949) и др. В этот же период поставил в Большом драматическом театре «Много шума из ничего» У.Шекспира и «Бесприданницу» А.Н.Островского.
Метод построения его спектаклей называли живописным.
Работы хранятся в ГЦТМ, других театральных музеях России.