Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
Тышлер Александр Григорьевич
(1898 – 1980)
Живописец, иллюстратор, театральный художник, скульптор.
В 1912-1917 учился в Киевском художественном училище. В 1918-1919 гг. занимался в студии А.А. Экстер. Оформлял городские пространства, трамваи и агитпоезда к различным праздникам. В 1919 г. расписал по эскизам И.М.Рабиновича декора¬ции к спектаклю «Фуэнте Овехуна» для Театра Н.Н.Соловцова. В действующей армии служил художником при управлении Южного фронта, делал плакаты, оформлял агитпостановки.
В 1920 г. после демоби¬лизации вернулся в Киев. Впервые представил свои работы на 1-й еврейской художественной вы¬ставке (1920). В Мелитополе стал одним из организаторов «Окон РОСТА», выступая под псевдонимом Джин-Джих-Швиль.
В 1921-1923 гг. продолжил обучение в московском ВХУТЕМАСе в мастерской В.А.Фаворского. В 1922 г. присоединился к группам проекционистов («Электроорганизм», «Метод») и стал участником Проек-ционного театра. В манере проекционизма выполнил цикл работ «Цвет и форма в пространстве». В 1925 г. стал членом объединения ОСТ.
Творчество Тышлера невозможно отнести к определённому направлению. В его живописных и графических работах видна ирония, пластический парадокс, гротеск. Более зрелые композиции представляют собой символические «человеко-конструкции», в которых угадываются приметы народного пло¬щадного театра. По форме твор¬чество Тышлера близко к течениям экспрессионизма и сюрреализма.
В 1920-1930-е гг. Тышлер выполнил книжные иллюстрации к произведениям А.Б.Мариенгофа, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.
В 1920-1940-е гг. начал работать в качестве театрального художника, оформил более ста спектаклей. Среди наиболее известных спектаклей: «Овечий источник» Л. де Вега и «Глухой» Д.Р.Бергельсона (1927-1928) в БелГосЕТе в Мин¬ске, «Жизнь на колёсах» (1931) и «Кармен» (1934) в московском театре «Ромэн»; «Ко¬роль Лир» в ГосЕТе (1935); «Ричард III» в ленинградском БДТ (1935), опера С.С.Прокофьева «Семён Котко» (1938-1939) в театре В.Э.Мейерхольда и др.
В 1950-1970-е гг. создал скульптурные серии «Дриады», «Невесты» и др.
Персональные выставки художника проходили в Ташкенте (1943), Ленинграде (1956), Москве («К 400-летию со дня рождения У.Шекспира. Выставка эскизов к шекспировским спектаклям»,1964, 1966).
Работы хранятся во многих российских и зарубежных музеях (ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ и др.), в частных коллекциях.