Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
СТЕНБЕРГИ, братья: Владимир Августович, Георгий Августович
Владимир Августович (1899 –1982), Георгий Августович (1900 – 1933)
Художники-конструктивисты, сценографы, мастера киноплаката.
В 1912-1917 гг.обучались в Строгановском художественно-промышленном училище (СЦХПУ) различным техникам декоративно-прикладного искусства (роспись по фарфору, эмаль), а также живописью у В.Е.Егорова, А.С.Янова, П.В.Кузнецова. В 1917 г.посещали курсы военной инженерии, изучая технологию строительства различных инженерных сооружений. В 1917-1920 гг. учились в государственных Свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Испытали влияние конструктивизма. В раннем творчестве создавали как абстрактные плоскостные композиций, так и пространственные конструкции. Последние, выполненные в соавторстве с К.К.Медунецким, были представлены на выставке ОБМОХУ в 1921 г., а также на Первой русской художественной выставке в Берлине и Амстердаме (1922-1923).
В 1922 г. начинается сотрудничество братьев Стенбергов с Камерным театром А.Я.Таирова. Они оформили спектакли «Гроза» А.Н.Островского(1924); трилогию по пьесам Ю.О'Нила: «Косматая обезьяна», «Любовь под вязами» (1926) и «Негр» (1929); «Опера нищих» Б.Брехта и К.Вайля (1930) и др. Создавая макеты декораций к спектаклям, изначально старались вписать в них мизансценический рисунок будущей постановки. В эскизах костюмов всегда учитывалась индивидуальность актёров.
Братья Стенберги известны также как мастера театральной афиши и киноплаката. В этом качестве, по мнению искусствоведов, они не знали себе равных не только в СССР, но и в Европе. Они выполнили около 300 рекламных постеров к картинам С.М.Эйзенштейна, В.И.Пудовкина, Д.Вертова, Ч.Чаплина и других известных режиссеров. Стенберги не воспринимали плакат как иллюстрацию к фильму. В их плакатах присутствуют игровые мотивы, неожиданные сюжетные столкновения, изобразительные парадоксы. Многие из киноплакатов Стенбергов стали классикой отечественной графики: «Шесть девушек ищут пристанища» (1927), «Настоящий джентльмен» (1928), «Обломок империи» (1929) и др.
В 1933 г. Г.А.Стенберг погиб в автомобильной катастрофе.
В 1935 г.В.А.Стенберг стал главным художником Всероссийской сельскохозяйственной выставки. С 1941 г. работал в Музее В.В.Маяковского. Оформлял в духе соцреализма городские пространства к праздникам. В1932-1962 гг. был главным художником Красной и Советской площадей в Москве.
Работы Стенбергов хранятся в ГРМ, ГТГ, ГЦТМ, СПбГМТиМИ, ГПИБ.