Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
СТЕЛЛЕЦКИЙ Дмитрий Семенович
(1875–1947)
Художник, скульптор, иконописец.
В 1896-1903 гг. учился в Петербургской Академии Художеств на архитектурном и скульптурном отделении. В 1906-1913 гг. выполнил ряд скульптурных портретов деятелей искусства: О.О.Преображенской, А.Я.Головина, В.А.Серова и др.
Его привлекало прикладное искусство, он создавал камины, декоративные панно. Самобытность художника выразилась в его работах на древнерусские темы. В студенческие годы он выполнил иллюстрации к «Слову о полку Игореве». Сюжеты из истории допетровской Руси нашли пластическое решение в скульптурных работах конца 1900-х гг.: «Иоанн Грозный на охоте», «Марфа-посадница», «Знатная боярыня». Выполненные из раскрашенного дерева или гипса, они отличались подчеркнутой декоративностью.
В 1910 г. он стал членом Союза русских художников, в 1912 г. – вновь образованного под руководством С.И.Грабаря общества «Мир искусства». В эти годы участвовал в выставках «Мира искусства», Союза русских художников, Нового общества художников в Москве и Петербурге, в Дягилевском «Русском сезоне» (Париж, 1910). Первая персональная выставка прошла в редакции журнала «Аполлон». В Петербурге художник создал также несколько рукописных книг.
Поездки по России привели его к «идее возрождения древней национальной красоты» и создания нового русского стиля. В 1908 г. Стеллецкий впервые обратился к театрально-декорационной живописи, создав эскизы декораций к трагедии А.К.Толстого «Царь Федор Иоаннович» в постановке В.Э.Мейерхольда. Он построил практически все сцены в виде неглубокого пространства, ограниченного тремя плоскостями с монументальной росписью, по стилю близкой к книжной повествовательной миниатюре XVII столетия и к образам икон и фресок. На той же основе он строил и грим персонажей, в результате чего «живой» актер превращался в «иконописную схему». Также выполнил эскизы декораций и костюмов к операм М.П.Мусоргского «Борис Годунов» (1908) и Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» (1910).
С 1914 г. Стеллецкий жил во Франции. Он пропагандировал русскую культуру, был участником выставок русского искусства за рубежом, внес свой вклад в создание в 1935 г. Русского культурно-исторического музея в Праге. Крупной работой художника стали росписи православной Сергиевской церкви в Париже (1930-е).
Работы художника представлены в крупнейших художественных музеях России и Европы.