Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
МАЛЕВИЧ Казимир Северинович
(1879 - 1935)
Представитель русского авангарда, живописец, сценограф, педагог, теоретик искусства.
В 1905-1910 гг. занимался в школе Ф.И.Рерберга в Петербурге. В начальный период творчества увлекался разными стилями и направлениями современного изобразительного искусства. Его ранние работы созданы в технике импрессионизма («Цветочница», 1903), символизма (цикл на религиозную тему,1906- 1908), фовизма («Дуб и дриады», 1908), кубизма («Женщина с ведрами», 1912). С 1898 г. работы художника экспонировались на различных выставках: «Бубнового валета» (1910), «Союза молодёжи», (1911-1914), «Синего всадника» (1912, Мюнхен), «Ослиного хвоста» (1912, 1913), «Мишень» (1913) и др.
В 1913 г., примкнув к группе «Алмазный нож», создал первые картины в абстрактно-геометрическом стиле, которому позже придумал название «супрематизм». В том же году работал над оформлением футуристической оперы «Победа над солнцем». Для нее создал декорацию к одной из сцен, которая состояла из черного квадрата, символизировавшего пластическое выражение победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Впоследствии перенес эту композицию на холст, дав картине название «Черный квадрат на белом фоне» (1913). Эта работа впервые экспонировалась на футуристической выставке «0,10» в Петербурге (1915 ) и стала символом нового искусства.
Новое направление в изобразительном искусстве Малевич обосновал в манифесте «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в котором говорил о «чистой, не имеющей практического значения беспредметности». Свои последующие картины он поначалу компоновал из квадратов, затем использовал линии, круг, прямоугольники и кресты.
В 1917 г. вошел в комиссию по охране художественных ценностей. В Петрограде оформил спектакль «Мистерия-Буфф» В.В.Маяковского в постановке В.Э.Мейерхольда (1918).
В 1919 г. в Москве стал одним из руководителей Свободных художественных мастерских. В Витебске в Художественной школе М.З.Шагала внедрил новую систему обучения «Уновис» («Утвердители Нового Искусства»), понимая все виды искусства с позиций супрематизма. В 1920 г. издал альбом «Супрематизм. 34 рисунка», а также ряд философско-теоретических трактатов.
В начале 1920-х гг. выполнил эскизы форм и росписей для Государственного фарфорового завода, создал планшеты и рисунки «Супрематизм в архитектуре», преподавал рисунок на архитектурном отделении Петроградского института гражданских инженеров. В соавторстве с И.Г.Чашником и А.С.Суэтиным создал модели так называемых «архитектонов», которые были представлены на Международной выставке новой архитектуры в Варшаве (1920).
В 1929 г. в Государственной Третьяковской галерее состоялась его персональная выставка.
В 1920-1930-е гг. преподавал в Киевском художественном институте, расписал помещение Красного театра в Ленинграде, руководил экспериментальной лабораторией в ГРМ.
В поздний период творчества вернулся к условной, геометрически-декоративной живописи («Жницы», «Пейзаж с белым домом», 1929; «Цветочница», 1930). Обвиненный в формализме, пытался работать в реалистическом направлении («Две женщины в саду», 1930; «Портрет матери», 1932; «Портрет ударника», 1932). Последняя прижизненная выставка его работ состоялась в 1935 г. На ней было представлено пять работ последних лет.
Работы художника хранятся в ГТГ, ГРМ, СПбГМТиМИ, других музеях России, а также США, Великобритании, Франции и частных коллекциях.