Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
КУЗНЕЦОВ Павел Варфоломеевич
(1878—1968)
Живописец, пейзажист, театральный художник, педагог.
В 1891—1896 гг. учился в Студии живописи и рисования при Саратовском обществе любителей изящных искусств под руководством В.В. Коновалова и Г.П. Сальвини-Баракки, а затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у А.Е. Архипова, К.А. Коровина и В.А. Серова (1897—1904).
Член объединений «Мир искусства», «Союз русских художников», «Четыре искусства». С символистами сблизился в 1902 г.; сотрудничал с журналами «Искусство», «Золотое руно». В 1904 г. был одним из организаторов выставки «Алая роза». После выставки «Голубая роза» в 1907 г. участвовал в создании одноимённого художественного объединения. Одним из излюбленных сюжетов, часто встречающихся в картинах художника этого периода, становится фонтан: зрелище круговорота воды воскресает на холстах, символизируя тему вечного круговорота жизни.
Работы художника вошли в экспозицию русского искусства, устроенную С.П. Дягилевым в Париже (1906), он был избран членом (пожизненно) Осеннего Салона.
В 1914 г. Кузнецов сотрудничал с А.Я. Таировым в первой постановке Камерного театра («Сакунтала» Калидасы), имевшей большой успех. Зарекомендовал себя как самобытный художник театра, однако эта сторона творчества не получила дальнейшего развития.
В последующие годы работал в разных жанрах, в советское время обращался к темам социалистического строительства и спорта, в начале 1920-х писал монументальные панно к революционным праздникам.
В 1917—1937, 1945—1948 гг. преподавал во Вхутемасе-Вхутеине, Московском институте изобразительных искусств и др. учебных заведениях. Три последних десятилетия жизни не переставал активно работать, в основном, в жанре пейзажа и натюрморта.
Работы находится в собраниях ГТГ, ГРМ, ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и других музеев, а также в частных коллекциях.