Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
КОГАН Нина Осиповна (Иосифовна)
(1889—1942)
Художник, график, иллюстратор, теоретик искусства.
В 1905—1908 гг. училась в Рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств у А.Р. Эберлинга и А.А. Рылова, затем в студии Я.Ф. Ционглинского. В 1911—1913 гг. в качестве вольнослушателя посещала отделение живописи Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но художественное образование осталось незаконченным.
С 1913 г. Коган жила в Петербурге, зарабатывала на жизнь уроками рисования. Около 1915—1916 гг. познакомилась с В.В. Хлебниковым, став фанатичной почитательницей его творчества.
В 1917 г. занималась организацией живописной мастерской для рабочих в петроградском Дворце искусств, преподавала рисование в трудовой школе. В 1918 г. участвовала в конкурсе Наркомпроса на новые почтовые марки. В 1919 г. была зачислена в мастерскую В.Е. Татлина в Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские (ПГСХУМ), где познакомилась с К.С. Малевичем.
В 1919 г. приняла приглашение М.З. Шагала преподавать в Витебске рисование и живопись. Входила в комиссию по организации Совета Утверждения Новых Форм Искусства (УНОВИС) при Витебском губернском отделе народного образования, написала три статьи. Статья «Начала живописной абстракции. О методе К.С. Малевича, применяемом в начальной кубистической мастерской абстракции» была напечатана в альманахе «УНОВИС» и сопровождалась карандашными рисунками, иллюстрирующими её положения о принципах кубистического построения. Заметки «О графике» и «О Московских Свободных Государственных мастерских» появились в литографированных газетах УНОВИСа.
В 1920 г. в Витебске поставила «Супрематический балет», в котором перемещение статистами по сцене картонных геометрических фигyp визуализировало теорию движения супрематических форм в пространстве.
С 1922 г. работала в Москве, в Музее живописной культуры; организовала персональные выставки работ К.С. Малевича и П.В. Митурича. В 1924—1926 гг. иллюстрировала учебники для «Центрального издательства народов СССР».
В 1926 г. переехала в Ленинград, занималась оформлением выставок в Выборгском доме культуры и Музее революции, а также выставки новейших течений в Русском музее. С 1928 г. работала в Детгизе, в 1932—1933 гг. преподавала рисование в младших классах школы, делала иллюстрации для журнала «Чиж».
Ее работы конца 1920-х — начала 1930-х гг. созданы в реалистической манере. Сохранились рисунки и акварели: карандашный портрет И.Н. Пуниной (1927), «Голова зайца» (1928), портрет В. Ермолаевой (1934) и др. В конце 1930-х — начале 1940-х гг. участвовала во многих ленинградских выставках.