Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
КАЛМАКОВ Николай Константинович
(1873—1955)
Живописец, книжный график, театральный художник.
Систематического художественного образования не получил, живопись и анатомию изучал самостоятельно в Италии. В 1900 г. вернулся в Россию, с 1903 г. жил в Санкт-Петербурге.
В начале 1900-х гг. активно участвовал в выставках различных художественных объединений, формально не принадлежа ни к одному из них. Его фантастическая живопись того периода («Черные девы», «Сакья муни», «Голова Астарты») была навеяна древними восточными мотивами, немецким романтизмом и мистицизмом начала ХХ в. Увлечение оккультизмом, эротическая символика и декоративность сделали Калмакова ярким представителем русского символизма. В 1912—1917 гг. художник тесно общался с «мирискусниками» и принимал участие в выставках объединения. Познакомился с творчеством европейских представителей стиля модерн, прежде всего с работами О. Бердслея, чей стиль оказал огромное воздействие на графику и театральные эскизы Калмакова.
В 1913 г. в Петербурге прошла первая персональная выставка художника, вызвавшая широкий резонанс. Его живописная манера этого времени отличалась орнаментальной изощрённостью, любовью к рельефному мазку, серебряной краске и позолоте (автопортреты в образе Иоанна Крестителя и Людовика XIV). В 1915 г. создал символический диптих: «Ангел карающий» и «Георгий Победоносец».
В 1908—1916 гг. Калмаков активно работал как театральный художник, оформил 11 спектаклей в театрах Санкт-Петербурга и Москвы. Среди его наиболее значительных сценографических работ — оформление спектаклей: «Саломея» О. Уайльда и «Юдифь» Ф. Геббеля (Театр В.Ф. Комиссаржевской, 1908—1909), «Анатэма» Л.Н. Андреева (Новый драматический театр, 1909), «Жизнь есть сон» П. Кальдерона (Камерный театр, 1914), первый марионеточный спектакль в России «Сила любви и волшебства» Т. де Молины (Старинный театр, совместно с М.В. Добужинским, 1916).
В книжной графике и экслибрисе Калмаков следовал выработанному им стилю. Ему принадлежат иллюстрации к изданиям стихов поэтов-символистов К.Д. Бальмонта, В.Я. Брюсова, Н.С. Гумилева, З.Н. Гиппиус, А. Белого и др. Экслибрисы художника выдержаны в стиле модерн, сочетающем символику, фантастический сюжет и эротический подтекст. Наиболее известны книжные знаки Тэффи и Ф.К. Сологуба.
В 1915 г. Калмакова призвали в действующую армию, однако он был переведён в Историческую комиссию РОКК, где работал в сотрудничестве с Г.И. Нарбутом и С.В. Чехониным.
В 1920 г. художник эмигрировал во Францию. В Париже жил уединённо, и к концу жизни был практически забыт.
В 1964—1970-х гг. коллекционеры Ж.-М. дю Нор и Б.К. дю Бокаж, обнаружившие на «блошином» рынке 40 картин Калмакова, организовали серию его персональных выставок в Париже и Лондоне, заново открыв творчество мастера публике.
Произведения Калмакова представлены в ГРМ, ГМТиМИ, ГЦТМ, а также в частных собраниях.

РОКК. Российское Общество Красного Креста
ГМТиМИ. Государственный музей театрального и музыкального искусства (СПб.)