Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
ГОЛЕЙЗОВСКИЙ Касьян Ярославич (Ярославович)
(1892—1970)
Артист балета, хореограф.
Искусству балета обучался в Московском и Петербургском хореографических училищах у М.К. Обухова, М.М. Фокина, А.А. Горского. Кроме танца, занимался рисунком и живописью в Строгановском училище, брал уроки игры на скрипке и фортепиано.
По окончании училища в 1909 г. Голейзовский получил приглашение вступить в труппу петербургского Мариинского театра, но предпочёл московский Большой, где вскоре стал одним из ведущих танцовщиков (1910—1918). С 1915 г. начинает работать как балетмейстер в театре-кабаре «Летучая мышь» Н.Ф. Балиева, Интимном театре Б.С. Неволина, творчески переосмысляя традиции академического балета и реформы А. Дункан, М.М. Фокина, А.А. Горского. Занялся обновлением хореографической лексики, вводя в танец элементы акробатики и гимнастики.
В 1916 г. организовал собственную танцевальную студию (с 1922 г. — Московский Камерный балет), где продолжил творческие поиски. Для оформления балетов Голейзовский приглашал художников-конструктивистов. Впервые в русском балетном театре начали использоваться многоуровневые установки, дававшие возможность представить человеческие фигуры объёмно, часто в неожиданных ракурсах. Упрощая декоративное оформление, он важную роль отводил световым эффектам. Избавил танцовщиков от традиционного костюма, одев их в полупрозрачные хитоны, а порой и обнажая тело.
Голейзовский работал и в драматических спектаклях : с Вс.Э. Мейрхольдом над постановками «Озеро Люль» А.М. Файко в Театре Революции (1923) и «Д. Е.» («Даёшь Европу!») по И.Г. Эренбургу в ГОСТИМе (1924). Под влиянием Мейерхольда стал использовать приёмы эксцентрики и гротеска в балетах на современную тему.
В 1924 г. был вынужден покинуть Московский Камерный балет. Продолжал сотрудничество с Большим театром и новыми балетными коллективами Москвы. В 1928—1929 гг. работал в мюзик-холлах Москвы и Ленинграда, ставил физкультурные парады (1938, 1939, 1940). Занимался постановкой танцев в кино: «Марионетки» Я.А. Протазанова (1934); «Цирк» (1932) и «Весна» (1947) Г.В. Александрова.
Творчество Голейзовского было очень разнообразным. В 1930-е гг. он отдал дань традициям академического балета («Спящая красавица», Харьков, 1935), балета-пьесы («Бахчисарайский фонтан», Минск, 1939), обратился к изучению и переосмыслению танцевального фольклора, в первую очередь, русского и народов Востока. Создал первый национальный балет на современную тему («Ду Гуль» на музыку А.С. Ленского, Душанбе, 1941).
В поздний период творчества остался верен ассоциативности и метафоричности хореографического языка. В последнем балете на сцене Большого театра «Лейли и Меджнун» С.А. Баласаняна (1964) воплотил свой эстетический идеал, органично соединив классику со свободной пластикой и фольклорными мотивами.
Голейзовский оказал большое влияние на развитие балета, среди его последователей — Л.В. Якобсон, Ю.Н. Григорович, Е.А. Панфилов, Б.Я. Эйфман и др.
Произведения Голейзовского представлены в фондах ГЦТМ им. А.А. Бахрушина и др. музеев страны.