Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
ГАН Алексей Михайлович
(1893—1942)
Художник, дизайнер, график, плакатист, кинорежиссёр и теоретик искусства.
После революции 1917 г. сблизился с художниками-супрематистами и беспредметниками. В 1918 г. вёл раздел «Искусство» в газете «Анархия». С начала 1919 г. сотрудничал с ТЕА ИЗО Наркомпроса. Принимал участие в организации в Москве персональной выставки К.С. Малевича (1919—1920) и подготовке каталога выставки. В 1920 г. Ган, В.Л. Жемчужный и Н.А. Львов организовали группу «Массовое действо» в Театральном отделе Наркомпроса. В 1920—1924 гг. был создателем и участником двух рабочих групп конструктивистов. В группы входили А.М. Родченко, В.Ф. Степанова, Г.Л. Миллер, Л.М. Санина, О.Д. и Г.Д. Чичаговы. В 1922 г. вышла книга Гана «Конструктивизм» (два варианта обложки выполнены А.М. Родченко), в следующем году опубликована ещё одна книга «Да здравствует демонстрация быта!». Был автором революционной пьесы «Мы» (текст не сохранился), эскизы костюмов к предполагаемому спектаклю выполнены А.М. Родченко (1919—1920).
В 1921 г. Ган упоминается как один из учредителей группы «комфутов» (коммунистов-футуристов). В том же году он был избран председателем Ассоциации изобретателей. Был редактором и издателем журнала-обозрения текущих событий в области кино, театра, фотографии, дизайна, полиграфии «Кино-фот» (1922—1923). Издание стало уникальным памятником авангардного графического дизайна. Среди авторов журнала были Л.В. Кулешов, Дзига Вертов, Н.М. Фореггер, В.В. Маяковский. В 1924 г. работал для журналов «Техника и жизнь» и «Зрелища».
В 1924—1925 гг. как режиссёр снял фильмы «Остров юных пионеров», «Седьмой октябрь», «Трейд-юнионы», «Привет, кадроны».
Автор нескольких дизайнерских проектов: макета книжного киоска для Всерокомпома (1922—1924) и складного лотка для розничной торговли по заказу Моссельпрома (1922). Эти работы экспонировались в 1924 г. на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в Москве.
Работал как плакатист (плакат к фильму «Мусульманка», 1925; плакат выставки «Современная архитектура», 1927; плакат к выставке работ В.В. Маяковского, 1930).
В 1926 г. вошёл в группу ОСА (Объединение современных архитекторов). Был членом редколлегии, автором текстов и макетов журнала «Современная архитектура» (СА). В 1927 г. — один из организаторов Первой международной выставки СА в Москве. В 1928 г. вступил в объединение «Октябрь».
Репрессирован и расстрелян в 1942 г. Был реабилитирован в 1989 г., о чём свидетельствует «Книга памяти Томской области».


ТЕА ИЗО Наркомпроса. Театральный подотдел Отдела изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
Всерокомпом. Всероссийский комитет помощи больным и раненым красноармейцам