Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
ВЯЛОВ Константин Александрович
(1900—1976)
Живописец, театральный художник, книжный и журнальный иллюстратор, плакатист.
Первые уроки получил в Школе воскресного рисования на Миусах в Москве.
В 1914—1917 гг. учился в Строгановском художественно-промышленном училище, специализировался на росписи тканей. Обучался также в Свободных художественных мастерских у В.В. Кандинского, В.Е. Татлина и А.А. Моргунова, на отделении живописи ВХУТЕМАСа, где его педагогами были А.В. Лентулов и Д.П. Штеренберг. В начале 1920-х испытал влияние конструктивизма, создавал конструктивистские скульптуры, беспредметные картины.
Одновременно Вялова привлекала театрально-декорационная деятельность. Макеты художника были отобраны для выставки «Театрально-декорационное искусство Москвы. 1918—1923». В сезоне 1923—1924 гг. режиссёр В.М. Бебутов пригласил его оформить спектакль «Стенька Разин» В.В. Каменского в Театре революции. Одновременно Вялов работал над оформлением спектакля «Севильская каморра» (режиссёр Е.П. Просветов) в Театре Реввоенсовета (1923). На Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже в 1925 г. эскизы Вялова были удостоены серебряной медали и вошли в состав большой интернациональной выставки театрально-декорационного искусства, состоявшейся в Нью-Йорке и ряде других североамериканских городов (1926).
В 1924 г. на Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства выступил с группой конкретивистов. Название группы отвечало новому стилю творчества Вялова. Он пытался двигаться в сторону сверхдокументальности, которую определял как монтаж смыслов. В результате в его работах возникали точки пересечения с фотографией и кинематографом. Для произведений этого периода характерны монументальность, динамизм композиций, аскетизм цветовых решений. В середине 1920-х Вялов становится одним из основателей и активным членом художественного объединения «Общество станковистов» (ОСТ); с 1925 г. экспонент четырёх выставок ОСТа («Мотоциклетный пробег», 1923—1925; «Эйзенштейн и Тиссэ на съёмке», 1927—1928; «Кронштадтский рейд», 1928); участник многочисленных выставок других творческих объединений в СССР и за рубежом.
Вялов много работал в области плаката и книжной иллюстрации.
С 1932 г. — член МОССХ. Совершил ряд творческих поездок с военными и другими экспедициями в Кронштадт, Архангельск, Севастополь, Дагестан, Туркмению, на Урал, запечатлев в живописи и графике этого периода эпоху индустриализации, будни Морфлота.
Во время Великой Отечественной войны сотрудничал с «Окнами ТАСС». Позднее творчество Вялова развивалось в русле социалистического реализма.
Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ, Центральном музее современной истории (Москва), ГМВЦ «РОСИЗО», Новосибирской художественной галерее, Екатеринбургском музее изобразительных искусств, Нижнетагильском муниципальном музее изобразительных искусств, в других музейных и крупных частных собраниях России, а также за рубежом, в частности, в Музее Людвига (Кёльн), в собраниях Великобритании, США.