Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
БИЛИНСКИЙ Борис Константинович
(1900—1948)
Художник театра и кино, плакатист.
Окончил Одесский кадетский корпус и поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе. Но учеба была прервана гражданской войной. После гибели отца, в 1920 г. Билинский уехал сначала в Италию, а затем обосновался в Берлине. Там он занялся изучением режиссуры и сценографии, во многом ориентируясь на творчество известного театрального режиссера М. Рейнхардта, расписал стены театров «Синяя птица» и «Радуга» и участвовал в нескольких выставках московских художников.
В 1923 г. Билинский переехал в Париж, где обучался живописи у Л.С. Бакста, С.Ю. Судейкина и Б.Д. Григорьева. В ближний круг его общения входили И.Я. Билибин, Л.В. Зак, Ю.П. Анненков. Билинский начал сотрудничать с русскими театральными и балетными труппами Б.Ф. Нижинской и С.М. Лифаря.
После знакомства с актёром Иваном Мозжухиным Билинский пробует себя в качестве художника-постановщика и художника по костюмам в кино. Он работал на киностудии «Альбатрос», занимаясь оформлением съемочных павильонов, эскизами костюмов и макетами афиш. Он создал костюмы для фильма А.А. Волкова «Казанова» (1927) , представленные впоследствии на Выставке эскизов декораций, устроенной в 1927 г. в Париже в галерее «Симонсон». Его афиша к фильму Ж. Эпштейна «Лев Моголов» в 1925 г. получила приз на Выставке декоративного искусства в Париже. Билинский принимал участие в съемках более 30-ти фильмов. По эскизам художника шили наряды для знаменитых актрис того времени Д. Дарье, Ж. Делюбак и др. В 1927 г. компания ACE поручила ему подготовить плакаты и материалы для рекламной компании во Франции фильма Ф. Ланга «Метрополис». В 1928 г. Билинский создал в Париже общество кинорекламы «Альборис».
В 1930-е гг. продолжал работу в качестве театрального художника: оформил оперно-балетный спектакль «Руслан и Людмила» на музыку М.И. Глинки (постановка Н.Н. Евреинова, Б.Ф. Нижинской и Б.Г. Романова, «Русская опера», 1930), балеты «Испанское каприччио» на музыку Н.А. Римского-Корсакова (балетмейстер Б.Ф. Нижинская, Театр Елисейских полей, 1930), «Царевна-Лебедь» на музыку Н.А. Римского-Корсакова (труппа Хореографического театра Б.Ф. Нижинской, 1932) и др. Занимался росписью известного парижского кабаре «Шехеразада» (1934).
В начале Второй мировой войны Билинский подал прошение о вступлении во французскую армию. Получив отказ, перебрался в Рим и стал работать в итальянском кинематографе. В его творческой биографии такие фильмы, как «Смейся, паяц!» (1941), «Страх любви» (1942), «Плоть и душа» (1944), «Бедный муж» (1946 ), «Неизвестный из Сан-Марино» (1948) с А. Милошем, А. Маньяни и В. Де Сика. В Италии он продолжил и свою театрально-декорационную деятельность.
В 1940-е гг. он занимался проблемой воплощения музыкального звука в цвете, создал серию абстрактных композиций «Музыка в красках», где попытался перевести в живопись музыку К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Шопена и И.С. Баха, и даже собирался снять одноименный анимационный фильм на студии У. Диснея.
В последние годы жизни Билинский работал над серией акварелей «Апокалипсис», отразившей трагическое мироощущение человека во время войны.

ACE. L'Alliance Cinématographique Européenne