Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
АЛЬТМАН Натан Исаевич
(1889 – 1970)
Российский и советский живописец, театральный художник, портретист, книжный иллюстратор, скульптор. Учился в Одесском художественном училище (1903–1907) и в частных студиях Парижа (1910–1911). Среди его учителей были известные художникиК.К.Костанди, Г.А.Ладыженский и др. В 1910 г. дебютировал на выставке ТЮРХ в Одессе.
В Париже Альтман открыл для себя новые направления современного искусства. Знакомство с молодыми художниками-авангардистами М, З. Шагалом, Д.П.Штеренбергом, Х.С.Сутиным привело к увлечению модернизмом. Привлекали Альманатакже направления импрессионизма и фовизма. В этот период художник отдает предпочтение портретам и пейзажам. Также Альтман много времени проводил в музеях, занимаясь копированием работ великих мастеров прошлых эпох.
Осенью 1911 г. Альтман ненадолго вернулся в Винницу. Там написаны его первые автопортреты, а также известная картина «Еврейские похороны», отличавшаяся отвлечённо-условной манерой.
В конце 1912 г. художник обосновался в Петербурге. В 1913-1914 гг. принимал участие в различных выставках: «Постоянной выставке современного искусства» в Художественном бюро Н.Е.Добычиной, «Союзе молодёжи», «Мире искусства», «Выставке картин в пользу лазарета деятелей искусства». Наибольший интерес в этот период представляют написанные им портреты, сочетающие в себе приемы кубизма с натурным сходством и определённой долей салонности.Особую известность Альтману принёс созданным им в 1914 г. «Портрет Анны Ахматовой».
В 1912-1913 гг. художник обращается к печатной графике, издаёт два выпуска линогравюр «Винница в шаржах». В 1913-1914 гг. публикует шаржи в журналах «Сатирикон» и «НовыйСатирикон». Тогда же создаёт серию «Еврейская графика», в которой стилизует мотивы старых еврейских надгробий (издана в 1923 г. в Берлине).
Использование приемов кубизма, нового для России стиля, позволили Альтману быстро стать знаменитым. В 1915-1917 гг. он участвовал практически во всех выставках авангардного искусства. Весной 1916 г. стал членом общества «Бубновый валет».В это же время дебютировал как театральный художник: оформил спектакль по пьесе М.Метерлинка «Чудо св. Антония» в петербургском кабаре-театре «Привал комедиантов».
Революцию 1917 г. Альтман принял как осуществившуюся мечту о свободной России. Он создает скульптурный портретВ.И.Ленина, работает над эскизом флага РСФСР, пишет портреты видных партийных деятелей. Альтман стал инициатором и участником «Первой государственной свободной выставки произведений искусства» (Петроград, 1919), редактировал газету «Искусство Коммуны», входил в Совет Дома искусств (1919-1921). Для этого периода его творчества характерны конструктивно выстроенные натюрморты, с элементами различных стилей: стилизованного кубизма («Цветовые объёмы и плоскости», 1918 г), супрематизма («Материальная живопись (Натюрморт с белым кувшином)», 1919; «Петрокоммуна», 1921), конструктивизма («Россия − Труд», 1921).
Одновременно он работает по осуществлению большевистского плана «монументальной пропаганды».
В начале 1920-х гг. элементы авангардного искусства постепенно исчезают из произведений художника. В 1921 г. по распоряжениюА.В.Луначарскогоон стал руководителем московского Отдела ИЗО НКП и переехал в Москву. Работал в ИНХУКе (1920-1924). Являлся организатором и участником многочисленных тематических, а также зарубежных выставок.
В 1920-е гг. Альтман много работает для театра. Оформил спектакли«Мистерия-буфф» В.В.Маяковского (режиссёр А.М.Грановский), где применил принципы конструктивизма (1921); «Гадибук» Ан-ского в театре-студии «Габима» (постановка Е.Б.Вахтангова,1922). В 1924-1928 гг. был главным художником ГосЕТа. В 1928 г. после гастрольной поездки театра по Европе, остался в Париже, где пробыл до 1935 г. Обращение к неореализму характерно для его живописи этих лет. Также он создаёт фантасмагорические иллюстрации к «Петербургским повестям» Н.В.Гоголя (1933) и оформляет спектакль «Бронепоезд 14-69» в «Театре Интернационального действия» (Париж, 1932). После возвращения в СССР продолжал плодотворно работать в основном как книжный иллюстратор и театральный художник.
Работы Альтмана представлены в ГТГ, ГРМ, ГЦТМ и др. музеях и частных собраниях