Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
АКИМОВ Николай Павлович
(1901—1968)
Российский театральный художник, режиссёр, педагог, литератор. В 1914 г. начал посещать вечерние классы в Рисовальной школе при ОПХ в Санкт-Петербурге. В 1915 г. занимался в студии С.М. Зейденберга, в 1916—1918 гг. обучался в Новой художественной мастерской у М.В. Добужинского, В.И. Шухаева и А.Е.Яковлева.
В 1918 г. работал в мастерской плаката петроградского Пролеткульта. В 1920 г. на время переехал в Харьков, где преподавал рисунок на Высших курсах Политпросвета и осуществлял свои первые театральные постановки в местном детском театре и театре «Красный факел». В 1922 г. вернулся в Петроград и через год поступил в ВХУТЕМАС, где учился у М.В. Добужинского и Н.Э.Радлова. Занялся книжной иллюстрацией, в том числе для собрания сочинений А.де Ренье (издательство «Асайегша»), в общей сложности проиллюстрировал около ста изданий.
Но его основным занятием становится работа в театре. Как художник-оформитель Акимов работал в петроградских театрах-кабаре («Балаганчик» и «Карусель»), театре «Вольная комедия», Театре музыкальной комедии, в Академическом театре драмы, Большом драматическом театре. Вскоре его стали приглашать в Москву. В 1932 г. в Театре им.Евг.Б.Вахтангова он поставил свой первый спектакль в качестве режиссёра — трагедию «Гамлет» У.Шекспира.
В 1935 г. Акимов возглавил Ленинградский театр сатиры и комедии. Он начал создавать театр-дом, его личность определяла всё: формирование труппы, выбор репертуара, стилистику театрального языка, взаимоотношение со зрительным залом. Спектакли Акимова выделялись в общем театральном контексте своей занимательностью, яркостью, зрелищностью, метафорами и парадоксами. На сцене Театра Комедии (так стал именоваться театр при Акимове) он поставил и оформил спектакли: «Собака на сене» и «Валенсианская вдова» Лопе де Вега, «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, «Тень» и «Дракон» Е. Шварца, «Школа злословия» Р.Б. Шеридана и др.
Многие декорации Акимова становились сенсациями в театральной жизни Москвы и Ленинграда.Остроумная игра с предметами, контрасты и гиперболы постоянно присутствовали в его спектаклях как одни из наиболее любимых приёмов. Оформление и постановка спектаклей нередко рассматривались Акимовым как киномонтаж эпизодов, когда фокусируются крупным планом отдельные сцены. Выразительные образы вырастали из мельчайших деталей, в некоторыхпостановках присутствовали элементысюрреалистического плана. Акимов сам создавал оригинальные афиши к своим спектаклям. Сегодня Санкт-Петербургский театр Комедии носит имя Акимова.
Как художник Акимов работал и в кино, участвовал в съёмке известных фильмов-сказок для детей «Кащей Бессмертный» и «Золушка».
Отдельное направление в творчестве Акимова образует портретная живопись. Он создал немало портретов друзей и соавторов по работе: К.Я. Голейзовского (1929), Д.Д.Шостаковича (1932), Н.В.Петрова (1932) и др.
Будучи постоянным участником всех значительных выставок театрально-декорационного искусства начиная с 1927 г. Акимов зачастую экспонировал рядом со своими театральными работами и портретную живопись.
С 1954 г. преподавал на театрально-постановочном факультете Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии. Среди его учеников — М.Ц.Азизян, Ю.И.Кононенко, О.Н. Целков и др.
Работы Акимова представлены в музеях, в том числе в СПбГМТиМИ, ГЦТМи частных собраниях.