Портал создан на средства гранта Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Расширенный поиск а-я
АЙЗЕНБЕРГ Нина Евсеевна
(1902—1974)
Российский театральный художник, живописец. Художественное образование получила в Москве, в студии Ф.И. Рерберга (1914), затем в Свободных художественных мастерских и ВХУТЕМАСе (1918—1924) у художников И.И. Машкова и А.А. Осмёркина. В 1924 г. начала работать в агитационном эстрадно-театральном коллективе «Синяя блуза», став одной из ведущих художниц «Живой газеты». Оформила такие постановки, как «КИМ» (1925), «Раздвоение личности» (1925), «Метрополитен» (1926), пародия на оперу «Кармен» (1927), «Стрелковые частушки (1927), «Радио-Октябрь» В.В. Маяковского и О.М. Брика, «Королева ошиблась» М.Д. Вольпина (1927), «Октябрята» и др. Занималась также созданием советской афиши и плаката. Член МАХД (1928—1930), творческого объединения «Октябрь» (1930—1932).
В 1930-е гг. занималась театрально-художественным творчеством: создала эскизы декораций и костюмов к спектаклям «Мещанин во дворянстве»
Ж.-Б. Мольера (Малый театр, 1930), «Зелёный остров» Ш. Лекока (Ленинградский театр музыкальной комедии, 1932), «Чай» Н.А. Равича (Московский рабочий театр, 1933), «Недоросль» Д.И. Фонвизина (Горьковский колхозный театр — филиал театра им. Евг.Б. Вахтангова, 1936); «Благочестивая Марта» Т. де Молина, «Любовь Яровая» К.А. Тренёва и «Ночь ошибок» О. Голдсмита (Московский областной театр им. А.Н. Островского, 1939). В 1935 г. в Московском театре Наркомздрава оформила спектакль «Люди в белых халатах» С. Кингсли. В этом спектакле впервые применила изобретённую ею конструкцию, которую в годы Великой Отечественной войны фронтовые театры и концертные коллективы использовали для установки декораций.
Участвовала в оформлении улиц и площадей к революционным праздникам (1930—1933) и физкультурных парадов (1938—1941).
В 1940—1960 гг. работала в качестве художника-постановщика в московских театрах: областном театре юного зрителя, областном театре драмы и комедии, цыганском театре «Ромэн», Театре им. Моссовета, Центральном театре Советской Армии, Малом театре, а также в Белорусском драматическом театре им. Я.Коласа в Витебске. В 1955—1956 гг. обратилась к мультипликации («Сказка о попе и о работнике его Балде», киностудия «Союзмультфильм», 1957). В последние годы много занималась станковой графикой.
Принимала участие в выставках: «Итоги театрального сезона Москвы 1928—1929 гг.», «Художники советского театра за 17 лет (1917—1934)», «Художники советского театра (1917—1935)» и др. В 1964 г. в Москве прошла персональная выставка работ художницы.
Произведения Айзенберг находятся во многих музейных и частных собраниях, в частности в ГЦТМ, РГАЛИ, коллекции театрально-декорационного искусства Н.И. Лобанова-Ростовского в СПбГМТиМИ.
Роды занятий